Игумения Филарета приняла участие в двухдневной конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях»

23 сентября в Большом актовом зале Московской духовной академии началась двухдневная конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях».

В президиуме конференции присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь), архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь); епископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии; епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии.

Открывая пленарное заседание, посвященное теме «Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях», митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий поблагодарил председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста и ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Евгения за организацию форума и напомнил участникам собрания, что современное монашество стоит на пути возрождения. Для монашествующих сегодня особенно важно хранить дух единомыслия и, следуя примеру игумена Земли Русской преподобного Сергия, быть собирателями монастырей.

Доклад «Афонские традиции русского монашества» Михаила Бибикова, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова,  был посвящен источникам, отразившим формирование преемственных связей между Афоном и русскими монастырями. В своем выступлении докладчик особо отметил, что посещение русскими паломниками Афона оказывало влияние на монашество нашей страны на протяжении всей истории его существования.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в докладе «Духовное руководство в свете древних монашеских традиций» напомнил собравшимся о смысле и значении Священного Предания, не только как собрания множества письменных документов, но и передачи жизни и опыта всей Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. Духовный опыт монашеского делания является частью Священного Предания. Современному монашеству досталось богатое духовное наследство в виде аскетических творений и не прерванной традиции монашеского делания, – отметил митрополит Георгий в своем выступлении. Мудро воспользоваться этим наследством, приумножить его и неповрежденным передать монахам будущих веков – задача тех, кто подвизается ныне в ангельском образе. Возрождая монашеские традиции, необходимо воспользоваться опытом древности, оградить монашество от опасности потери живой связи с иноческим духовным наследием.

В своем докладе «Молитва и внутреннее делание монаха: проблемы и возможности применения древних традиций в современных монастырях» епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии в частности сказал: «Для духовного преуспеяния, очищения сердца от страстных чувств, ума от неподобных помыслов важнейшее значение имеет молитвенное делание, включающее в себя и церковные богослужения, и келейное правило, и непрестанное призывание имени Божия, существо же молитвы состоит в «сознательном стоянии перед Богом со страхом, верою и любовью», по словам святителя Феофана Затворника».

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в своем выступлении «Монашеские традиции в годы гонений на Церковь в XX веке и их значение в новейшей истории монашества» продолжил тему исследования профессора Михаила Бибикова о преемственности афонской традиции в практике существования русских монастырей. Докладчик рассказал об обителях Северного Кавказа – Александро-Афонской Зеленчукской пустыни и Успенском Второ-Афонском Бештаугорском монастыре Пятигорской епархии, которые были основаны афонитами, и об их насельниках. Бештаугорский монастырь, просветительский центр Кавказских Минеральных Вод, в годы богоборчества стал хранителем православия. Братия открывала тайные скиты, чтобы укреплять веру и воспитывать кадры для борьбы с безбожием. Устав и традиция в скитах стали любящими отцом и матерью, воспитывающими свое чадо для единственной цели – открыть, воссоздать и прославить в нем образ Божий. Аскетический подвиг насельников монастырей, в годы гонений сохранивших монашеский дух, по мнению владыки, роднит их с подвижниками древности и вдохновляет подражать примеру предшественников.

Во второй половине дня конференция продолжилась в формате секции «Практические аспекты духовного руководства: преемство традиций» (на примере монашествующих – духовных наставников и подвижников благочестия XX века). Выступавшие на секции докладчики поделились с собравшимися своими воспоминаниями и размышлениями о светильниках духа XX столетия.

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий проиллюстрировал свое выступление об архимандрите Авеле (Македонове) видеосюжетом, в котором отец Авель повествует о своем жизненном пути, общается с прихожанами.

Епископ Арцизский Виктор, викарий Одесской епархии рассказал о старице схимонахине Серафиме (Белоусовой).

Настоятельница монастыря архангела Михаила в Челие (Сербская Православная Церковь) игумения Гликерия в сообщении «Пламенный монах и богослов: о преподобном Иустине Поповиче», вспоминая житие своего духовного отца, рассказала о том, как заботился преподобный о возрождении монашества в Сербии, как любил Россию и боролся за единство Церкви.

О подвиге исповедничества преподобного Гавриила (Ургебадзе) напомнил собравшимся епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь).

Участники конференции особо отметили, что плодотворность усвоения древних монашеских традиций в современных обителях во многом зависит от игумена монастыря, главным призванием которого является наставление душ вверенных ему братий. Собравшиеся также уделили внимание значению монастырских уставов в духовном руководстве монашествующими: уставы не только формируют внешнюю сторону жизни братии, но и помогают создать в монастыре атмосферу гармоничного сочетания молитвы и труда.

В работе форума приняли участие 283 человека из 104 епархий Русской Православной Церкви, а также представители Поместных Элладской, Грузинской, Сербской, Румынской Церквей, Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы и Казахстанского митрополичьего округа.

24 сентября в Большом актовом зале Московской духовной академии завершилась начавшаяся накануне конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях».

В первой половине дня собравшиеся заслушали доклады секции «Духовная жизнь монаха как путь Богопознания: опыт древних отцов и условия  современной жизни».

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата в начале своего выступления с докладом «Бог да душа: непрестанное молитвенное предстояние монаха перед Богом» напомнил монашествующим словами аввы Исаии Отшельника о необходимости изучать «ту цель, ради которой… оставили мир, чтобы отречение… не осталось бесплодным».

По мнению епископа Порфирия, монашеские конференции, встречи, которые последние несколько лет активно проводятся в Русской Православной Церкви, вдохновляют участников «обмениваться практическим опытом, осмысливать жизнь и духовное делание, соотнося все это со святоотеческим преданием». Его Преосвященство также напомнил собравшимся изречения богоносных отцов, главным деланием которых была молитва, о том, что молитва есть одна из составляющих духовного делания. Она приносит благой плод в сочетании с чтением слова Божия и творений святых отцов, телесным трудом, а также самоукорением и смиренным о себе помышлением.

Обращаясь к игуменам и игумениям, епископ Порфирий также сказал: «Мы обременены заботами о наших братьях и сестрах, мы должны удовлетворять их духовные и бытовые нужды, вести стройку, общаться с благотворителями. Случается, что внешняя деятельность создает иллюзию духовного здоровья, в то время как душа может быть полна самых разных недугов. Перед подвижником стоит задача обрести как внутреннее, так и внешнее здравие под мудрым духовным руководством, с помощью благодати Божией и личного подвига».

Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Грузинская Православная Церковь) в своем выступлении на тему «Спасение есть во мнозе совете: значение духовного наставника в восхождении души монаха к Богу» напомнил, что послушание нужно желающим спасения, как младенцу – матерь. «Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения» («Лествица» 4:3). Говоря о духовном руководстве, митрополит Андрей обратил внимание слушателей на то, что Господь милует и лелеет монашество наших дней. Он назвал имена целого сонма истинных подвижников монашеского благочестия ХХ и ХХI столетий,  возрождавших монастыри.

Его Высокопреосвященство поделился с собравшимися духовным советом: не забывать, что истинным наставником нашим является Господь, а самым главным деланием является молитва.

Наместник мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии игумен Петр (Мажетов) в докладе «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни: о молитвенном делании современных “пустынников”» раскрыл особенности внутренней брани, «двойного мученичества» в подвиге внутренней молитвы и отсечения своей воли. «Пустыня начинается с внимательной молитвы», – отметил отец Петр.

Игумен Петр рассказал участникам конференции, как после двенадцати лет жизни в городском монастыре, по благословению духовника, ради духовного возрастания вместе с братией переехал в  скит, расположенный в трехстах километрах от Екатеринбурга, и каких усилий потребовало от скитян ограничение взаимодействия с миром, который более всего прочего, по мысли отца Петра, нуждается в молитве монаха.

Затем собравшиеся приняли участие в работе круглого стола «Трудности и искажения духовного руководства и пути их преодоления».

Модератор дискуссии митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий зачитал игуменам и игумениям поступившие из зала вопросы и предложил желающим ответить на них. Живой интерес участников дискуссии вызвали темы духовного руководства в монастырях, необходимости доверительных отношений игумена с насельниками обители, взаимоотношений архиерея с игуменом и братией.

По окончании работы круглого стола участники конференции приняли итоговый документ.

В заключение игумены и игумении выразили благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение монашеского форума.

Текст сайта Синодального отдела по делам монастырей и монашеству

Просмотры (13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *