15 января. Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского

Один из самых известных святых не только в России, но и во всем мире родился в Курске в купеческой семье. До принятия монашества его звали Прохор Мошнин, и уже в детстве он был особенным ребенком. Житие преподобного рассказывает о нескольких удивительных случаях. Самый известный — история про то, как, еще будучи подростком, Прохор остался живым и невредимым после падения с высокой храмовой колокольни. Широко известна и другая история. Однажды Прохор тяжело заболел. Забывшись как-то тяжелым сном, он увидел Богородицу, которая пообещала ему скорое исцеление. Так и случилось. Во время крестного хода мимо его дома проносили икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Мать вынесла к шествию сына и приложила его к образу. Вскоре он пошел на поправку. Впоследствии Богородица и дальше в самые тяжелые минуты жизни посещала преподобного.

Когда Прохору исполнилось 22 года, он отправился в Киево-Печерскую лавру. Желая посвятить себя Богу, он надеялся получить в обители совет, как устроить свою жизнь дальше. В лавре юноша встретился с одним почтенным схимонахом, который благословил его на монашеский постриг и направил в Саровскую пустынь (Тамбовская губерния). Так начался его духовный путь, на котором Прохору Мошнину предстояло стать преподобным Серафимом Саровским.

Восемь лет Прохор пробыл в монастыре простым послушником и только потом принял монашеский постриг (получив имя Серафим). После этого будущий святой испросил себе благословение удалиться в пустынную келию в нескольких километрах от монастыря в глухом и безлюдном лесу.

Здесь, подражая древним «атлетам духа» — величайшим христианским праведникам пустыни, — Серафим начал вести строжайшую аскетическую жизнь: и зимой, и летом носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание в лесу, постоянно читал Священное Писание. Преподобный впоследствии завел неподалеку от келии пасеку и разбил небольшой огород.

Однажды подвижник взял на себя подвиг столпничества на тысячу дней. В лесу он нашел гранитный камень-валун, на который каждую ночь становился на колени и непрестанно совершал молитву мытаря из евангельской притчи: «Боже, милостив буди мне грешному».

Имя Серафима

Во время его лесного отшельничества произошла и одна из самых известных историй из его жития — на святого напали разбойники. Они жестоко избили преподобного и думали нажиться в его келии «церковными богатствами». Ничего не найдя, они сбежали с места преступления. Преподобный Серафим, истекая кровью, еле добрался до Саровского монастыря и чудом остался в живых. Когда же преступников нашли, то святой лично ходатайствовал об их помиловании.

В конце своей жизни праведник решил выйти из затвора, ради множества людей, которые стали съезжаться к нему со всей Российской империи: они просили его помощи, молитвы и совета. Отец Серафим принимал всех без исключения. Каждого он встречал своим особенным приветствием, которое стало символом его жизни: «Христос воскресе, радость моя».

Многие наставления преподобного Серафима дошли до нас благодаря его беседе с помещиком Николаем Мотовиловым, который был духовным чадом святого. Слова преподобного Николай Александрович впоследствии записал, и расшифровка этой удивительной беседы дошла до наших дней.

Сердце святого остановилось 14 января 1833 года. Последними словами преподобного Серафима Саровского были: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся».

Преподобный Серафим – носитель цивилизации.

Для меня преподобный Серафим— это человек, который своим примером учит нас помнить об апостольской заповеди: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. Церковная жизнь— вещь непростая, в последние годы всем нам пришлось пережить тяжелые испытания. Думаю, к этому стоит отнестись серьезно. Но, как говорит один мой старший товарищ, серьезность во всех случаях нашей жизни должна быть не звериная,  а ангельская. Надо быть серьезным, отвечая на серьезные вопросы и размышляя о серьезных вещах. Но плохо, если это приведет к желанию ухватить кого-то зубами за бок. И в устроении своего внутреннего мира уподобляться лучше не зверю, но ангелу. Для меня, например, очевидно, что ангелы— веселые и легкие. Иначе они не смогли бы летать.

И батюшка Серафим— как раз образ веселого человека. На иконах его нередко пишут по-другому, не без некоторой строгости, но, по моему внутреннему восприятию, он именно что весел. Если внимательно перечитать, например, его беседу с Мотовиловым,  попытаться воспроизвести по ней интонацию живой речи, то видно, что это говорит человек с незаурядным чувством юмора. Чего стоят, например, сравнения — так и чувствуется монашеская легкость и радость. И, конечно, никакой он не старик-лесовик. Это уроженец Курска, крупного по тем временам города, человек образованный, книжный. В глуши мордовских лесов он был носителем городской восточнохристианской цивилизации.

Мне посчастливилось принимать участие в подготовке торжеств 2003 года в честь 100-летия прославления преподобного Серафима. Тогда многое было сделано, но сейчас, спустя двенадцать лет, когда в Сарове возрожден монастырь,восстановлены некоторые храмы, я понимаю, что впереди еще огромная работа. Храмы — это самый первый шаг, самое главное в том, что же именно после их восстановления будет происходить с людьми. А происходить, как известно, может разное. Сегодня мы уже имеем немало свежих доказательств известной и старой истины, что Бог – Он не в бревнах, а в ребрах.

Да и Саров сегодня только-только становится настоящим городом. Говорить о«городе Сарове» никогда раньше не приходилось: сначала здесь был монастырь без посада— пустынь, потом один из островов гулаговского архипелага, потом сверхсекретный ядерный спецобъект… Только в последние два десятилетия здесь стало появляться настоящее городское самосознание. Каким путем пойдет развитие дальше— во многом зависит от сегодняшних решений. Проблем немало…

И в стране их немало.

Однако я глубоко убежден: проблемы— это не повод унывать и печалиться. В этом лучший пример для нас— преподобный Серафим с его ангельской серьезностью.

автор: Димитрий Сладков.

Рассказывает протоиерей Артемий Владимиров

Приветствую вас, дорогие друзья, в день преподобного Серафима Саровского, всея России Чудотворца, светила русской истории, Русской земли, Русской Церкви!Позвольте задать вам вопрос: каково главное отличие современников от преподобного Саровского подвижника? Что преимущественно свойственно душе и лицу человека XXI столетия, живущего в России? Обобщение всегда хромает, это бесспорно, но, наблюдая и за собой, и за окружающими меня людьми, я сказал бы, что наши современники всегда или преимущественно пребывают в состоянии волнения, внутреннего неспокойствия, кружения мыслей и чувств, которые беспорядочным вращением влекут иногда нас и сбивают с созидательного русла, по пословице «дурная голова ногам покоя не дает».

Переменчивость нрава, совершенно противоположные друг другу эмоциональные состояния – то буйной радости, то глубокого уныния, а главное – несчастная способность – благоприобретенная, конечно, – терять спокойствие, равновесие душевных и телесных сил, раздражаться по пустякам, впадать в состояние смешной, а на самом деле отвратительной для ангелов обиды и обидчивости – вот диагноз, который каждый из нас, хотя бы при минимуме самокритичности и наблюдательности, может приписать себе самому.

Из сказанного следует, дорогие друзья, что память преподобного Серафима Саровского, его жизненный опыт, духовные уроки, которыми он делится, просто взирая на нас с присущей ему ангельской полупечальной, полурадостной улыбкой с его древних и современных икон, драгоценны, как воздух. Несмотря на известность завета, который преподобный Серафим оставил нам, своим соотечественникам, духовным детям: «Стяжи мир, и тысячи вокруг тебя спасутся», на поверку из моих собеседников, включая меня самого, может, лишь 5% из 100 когда бы то ни было принимали этот совет серьезно, как руководство к действию. Вот почему сегодня мы простираем наши дрожащие от волнения, стрессов, сердечных перебоев руки к преподобному Серафиму и просим его походатайствовать за нас перед Престолом Господа Вседержителя, пред Царицей Небесной, служителем Которой он, преподобный Серафим, себя смиренно сознавал, чтобы и на нас снизошла теплая лазурь Божественной благодати, наставляющая каждого христианина на благочестивое, праведное и целомудренное жительство, как об этом говорит святой апостол Павел в одном из своих посланий. Именно благодать, истекающая потоком живой воды от Христа Воскресшего через таинства Церкви, одна поможет нам, если мы очень этого захотим, если уразумеем, как идти к Богу, если примем на вооружение все средства, предлагаемые преподобным Серафимом.

Именно благодать Божия может нас изменить, пересоздать. Из людей тревожных, нервных, недоброжелательных, раздражительных, злых, злопамятных, обидчивых, мстительных, неуживчивых, а потому просто глупых и недалеких, сделать нас чуть-чуть смиренными, немного кроткими, миролюбивыми, радостными, светлыми, приветливыми, доброжелательными, милыми, деликатными, добрыми, а потому умными, то есть умеющими распорядиться разумно теми благодатными искрами, которые осенили каждого из нас в Таинстве крещения. Теми искрами, которые, превращаясь в небесный огонь веры, надежды, любви, непрестанной молитвы и братского служения людям, делают нас христианами не по имени, а по жизни.

Итак, преподобне отче Серафиме, вразуми и настави нас, недостойных, грешных, слепых котят. Научи нас, как, живя среди шумного мира, идти по стезе миротворчества, которую ты заповедал и по которой ты сам прошел в отверстое Царство вечного Христова мира и любви.

Вспоминаю в связи с этим обращение преподобного, его ненавязчивое свидетельство. Если бы мы как следует созирали самих себя, если бы укоряли собственную совесть, нам некогда было бы судить и рядить о наших ближних. Вот первое по счету, но не по значению наставление, которое исполнить ох как трудно, но возможно, ибо всё возможно верующему во Христа и желающему спасти свою душу в этом скоро изменяющемся мире. Самоукорение, друзья мои, предполагает всегдашнее внимание ума к области, к пространству собственного сердца. Только тот, кто привык не глазеть направо и налево, кто избегает поверхностного, легкомысленного чтива, да и не чтива только, но и раскрашенных гламурных картинок, которые являются для большинства ротозеев сегодня гнилой пищей, отравляющей визуальными токсинами бессмертную человеческую душу… только тот умеет заглянуть в кладовую собственной души, остановить свой взор на исконных страстях, присущих падшему человеку, – разумею гордыню, похоть и злобу. Вступить в словопрение, в сопротивление внушениям от злых помыслов, изнутри атакующих сердце, – это признак души, верной Христу, души действительно устроенной, смыслящей, разумной, той души, о которой говорит Священное Писание: «На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих» (Ис. 66: 2). Да и Сам Спаситель постоянно в Евангелии, обращаясь к нам, говорит: «Внемлите себе».

Внимайте себе, как внимал себе от юности Саровский подвижник

Внимайте себе, как внимал себе от юности Прохор, впоследствии послушник Саровской пустыни, а затем ее постриженик Серафим, расцветший среди русской зимы чудными дарами Духа Святого. И один из них – внутрь себя пребывание, самоукорение, соединенное с непрестанным собеседованием, с молитвою, обращенною к Небесному Отцу.

Однако мало разбирать свои недостатки. Этим занимаются некоторые из наших собеседников, называя это делание самоанализом, и доводят себя, простите, до депрессивного состояния. Необходимо еще заимствовать у преподобного Серафима свойственную ему детскую веру и благоговейную молитву, которая изливалась из его невинной души ко Господу и Богородице и не прекращалась с утра до позднего вечера. Возможно ли это современному человеку, облепленному гаджетами, который смотрит в планшет чаще, чем в зеркало или в тарелку обеденную? Возможно ли это тому, кто перегружен сегодня – «хочу всё знать!» – информацией, не оставляющей нам возможности даже посмотреть на небо? Очень даже возможно, потому что свинья грязи найдет, а человек, желающий стяжать непрестанную молитву, удобно обретет этот дар, если соединит со своим желанием постоянную практику и совершенное незлобие к людям.

Преподобный Серафим напоминает: помните, что обращение к Богородице есть внутренняя потребность человеческого духа

Взирая на нас из прекрасного своего далека, преподобный Серафим ненавязчиво нам напоминает: ваше боголюбие, помните, что обращение к Богородице, принесение Ей архангельского приветствия, молитва «Богородице Дево, радуйся», читаемая на дню десятикратно, или 50-кратно, или 150-кратно, есть делание, выверенное двумя тысячелетиями, есть внутренняя потребность бессмертного человеческого духа. И действительно, не только в V или XIX, но и в XX веке некоторые земные ангелы, имеющие с преподобным Саровским угодником общее монашеское имя, в частности святитель Серафим Дмитровский (Звездинский по фамилии; убитый краснобандитами в 1937 году в Сибири), имели обыкновение ежедневно 150 раз со вниманием и любовью молиться: «Богородице Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Святитель Серафим не просто молился, но представлял себя пред лицо Царицы Небесной. Он писал из ссылки своим духовным чадам в богоспасаемый град Дмитров: «Родные мои, поверите ли, что таких радостных дней, какими я наслаждаюсь в далеком сибирском изгнании, я не чувствовал и не испытывал никогда в период управления Дмитровской кафедрой. Царица Небесная, страшно сказать, исполняет самомалейшие мои желания. Стоит мне только подумать о куске хлеба, или об отдыхе, или о даровании возможности отдохнуть в беседе с добрым единонравным лицом, я получаю всё паче чаяния. Быть может, потому, что стараюсь никогда не упускать на дню исполнение Богородичного правила». Кто не верит, пусть проверит.

Сидеть или стоять в московских пробках или путешествовать по метрополитену из конца в конец в нашей златоглавой столице гораздо удобнее, вооружившись маленькими четочками для мирян, стараясь на каждой горошинке или бусинке произносить ту молитву чудную, которую Михайло Юрьевич Лермонтов знал наизусть, «в минуту жизни трудную» призывая Богородицу, как научила его этому бабушка.

Он любил повторять: молитва Иисусова заповедана не только иночествующим, но и мирянам

Но преподобный Серафим известен нам и другим завещанием. Он любил повторять мысль святителя Григория Фессалоникского, великого афонского подвижника XIV столетия, что молитва Иисусова заповедана не только иночествующим, но и мирянам. Он называл молитву Иисусову золотой ниточкой, держа в руках которую христианин никогда не собьется с пути и не попадет в диавольский лабиринт житейской суеты. Со вниманием призываемое имя Божие возводит христианина, даже не слишком осведомленного в святоотеческих поучениях, на самую вершину духовной жизни, если Иисусова молитва будет совершаться со смирением и незлобием и подкрепляться частой исповедью и причащением Святых Животворящих Христовых Тайн. О последнем нужно сказать особо.

Преподобный Серафим радуется, когда православные христиане России, хорошенечко покаявшись, приступают к Святой Чаше, как младенцы, которые всегда ищут материнскую грудь. При этом Саровский угодник свидетельствует, что полностью подготовиться к причащению Тела и Крови Господня не может никто, даже если он усердно вычитал всё положенное правило. Само правило это дано нам только для того, чтобы мы ощутили духовный аппетит, чтобы мы погрузились в сознание своей немощи, неготовности и неспособности восприять умный свет Божества. «Хотя бы и миллион лет готовились, никогда достойно не приуготовитесь, родные мои», – говаривал преподобный Серафим. Однако с покаянием и дерзновением на бесконечную милость Божию будем приступать к Святой Чаше и мало-помалу прочищаться, просветляться до тех пор, покуда не превратимся в горящую лампаду пред лицем Сладчайшего Господа Иисуса.Необходимо сказать и о том, что по причащении Святых Тайн нужно хранить воспринятую благодать так, как это делал преподобный Серафим. Он старался не рассеиваться, не впадал в празднословие, тем паче в осуждение. Был весьма воздержан в отношении земных яств, а более всего любил по причащении Святых Тайн, если это не были месяцы и годы его затвора и совершенного уединения от людей, изливать благодать через слово радостное, мирное, пасхальное: «Радость моя, Христос воскресе!» И таким образом, улыбаясь и устами и душой, он проливал благодарный свет утешения в холодные, озябшие, ожесточенные души, влекшиеся Промыслом Господним в Саровскую пустынь за исцелением своего сердца.

Заимствуем, дорогие друзья, у преподобного Серафима и улыбку, потому что смотреть друг на друга букой, исподлобья, как мышь на крупу, собрав глаза в кучку, – незавидный удел последователей концептуального искусства. Но мы, люди православные, культурные, вошедшие в 2000-летнее предание Соборной Апостольской Церкви, учась «чему-нибудь и как-нибудь», давайте воплотим наше многоведение учености, если оно присутствует, в умение приветствовать друг друга с улыбкой, расставаться так, чтобы на душе было светло и тепло и хотелось бы встретиться вновь.

О преподобном Серафиме можно беседовать с утра до позднего вечера. Однако он, знавший во всем меру, и нам сейчас намекает на то, что пора от слов переходить к делу. Прощаясь с вами, дорогие друзья, я не прощаюсь с преподобным Серафимом, молитва которого, я убежден, будет веселить наш дух до отхода ко сну.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас и сделай нас светлыми солнышками для утешения ближних. Аминь.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа !

«Среди лета запоют Пасху», — сказано было некогда в Сарове. Прошло 70 лет после смерти того, кем эти слова были произнесены, и 19 июля 1903 года вся Русь огласилась хвалебными песнями, прославляющими Бога и Его угодника. Действительно, вся Русь ликовала тогда, как в День Святой Пасхи, даже больше.Наступили потом страшные дни для России, но не умерла и не ослабла память о преподобном Серафиме. Так же притекают к нему русские люди, прославляют его и на терзаемой Родине, и во всех концах мира, где они рассеяны. С жизнью преподобного Серафима начинают знакомиться и другие народы; его жизнеописание переводится на разные языки, вызывая не только восхищение, но и стремление многих применить в своей жизни уроки, даваемые нам жизнью преподобного Серафима. Так, несмотря на все перемены, происходящие в мире, память преподобного Серафима не только не меркнет, но остается светильником, все ярче светящим человечеству.Подобное было и в дни его земной жизни. Рушились города, восстанавливались царства, с 12 народами шел в Россию, а потомс позором покинул ее Наполеон, горела и опять восстала из пепла Москва, устраивали восстание и были судимы декабристы, а преподобного Серафима как бы и не касались эти события.

Он весь был занят достижением «единаго на потребу», работал над «своим духовным возрастанием». «Эгоист, замкнутый в себе», «невежда, не интересующийся ничем, кроме того, что лично его касается» — так сказали бы про него многие мыслители, не желающие видеть и малейшей пользы в подвигах самоусовершенствования. Но вот умирает инок Серафим. Казалось бы, совсем теперь должен изгладиться из людской памяти облик этого старца, так упорно убегавшего от мира. Но начинается целое паломничество к его гробу, во всех концах России прибегающие к нему получают помощь, утешение и назидание, а почитание его начинает распространяться и среди других народов.

В чем же сила преподобного Серафима? В чем его подвиг? Он стремился к осуществлению заповеди Христовой: Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть(Мф 5, 48); он трудился над тем, чтобы восстановить в себе первозданный образ человека, испорченный впоследствии грехом.

Преподобный Серафим достиг своей цели: он победил грех и стал преподобным, сделался воистину подобием Божиим. Мы не можем видеть невидимого Бога. Но Господь нам дает видеть Себя в Своих подобиях, в Своих угодниках. И вот одним из таких подобий стал преподобный Серафим. В нем мы видим восстановленную человеческую природу, освобожденную от рабства греху. Он есть воплощенное олицетворение победы вечного над преходящим, святости над грехом, добра над злом.

Преподобный Серафим всех призывает своим примером следовать по пути, указанному Христом. Он зовет бороться с грехом и своими недостатками, сам являясь маяком и светильником для всех ищущих спасения. Преподобный Серафим призывает искать высшего блага, плода духовного, о котором апостол Павел сказал: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Но для сего нужно распять плоть со страстьми и похотьми (Гал 5, 22–24).

Тяжел путь к Небесному Царству, ибо грех овладел человеческой природой и испортил ее. Имеет каждый из нас грехи личные. Есть и грехи общественные, в которых грешен весь народ. Так, весь русский народ грешен в том, что оставил благочестивую жизнь и обычаи своих предков, начал принимать и искать чуждое ему, неправославное, что верил клеветам, распространяемым про помазанника Божия, и позволил сначала сорвать венец, а потом погубить со всей семьей своего благочестивого царя, первым припавшего к прославленным мощам преподобного Серафима. Преподобный Серафим зовет всех к покаянию и к исправлению жизни, и личной и общественной. Хоть и тяжел этот путь, но угодник Божий поможет идти им. Преподобный Серафим — маяк и светильник на этом пути; он же и помощник. Молитвами преподобного Твоего, отца нашего Серафима, Господи, даруй покаяние и победу над грехом нам, грешным, и введи нас в Твое Небесное Царство. Аминь.

Святитель Иоанн (Максимович) Сербия, 1928 г.

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ И ГРУЗИЯ

Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) берет благословение у фрески прп. Серафима.

Митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим (Джоджуа) берет благословение у фрески прп. Серафима.

    Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский.  Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро. В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма.Если наберете в Google по-грузински წმ. სერაფიმე საროველი, то обнаружите множество страниц и прочитаете комментарии, полные любви. Их много, начиная от кратких «Св. Серафим Саровский, моли Бога о нас!», до описания реальных чудес. Загляните на страничку в фейсбуке წმიდა სერაფიმ საროველი საზოგადოება и увидите впечатляющее количество голосов.

Рассказывает протоиерей Владимир Кузнецов:

Владыка вспоминает, что когда при монашеском постриге Предстоятель Грузинской Церкви спросил его, какое имя он бы хотел выбрать, он промолчал, но в душе молился преподобному Серафиму. Не дождавшись ответа, Патриарх Илия II сказал: «Тогда будешь Серафимом…»

Вот что рассказывает сам митрополит Серафим:

– …Война 2008 года была трагической ошибкой. В те дни мы в Боржоми готовились к тому, что и к нам придут российские танки, хотя наш город находится в стороне от основной трассы. Я сказал тогда начальнику полиции: «Если увидите танки, зовите сразу меня, я выйду к ним и скажу: мол, ребята, не стреляйте, ведь и мы, и вы – православные». А сам молился преподобному Серафиму Саровскому, чтобы он защитил наш город от разрушений. И вот на окраине Боржоми показался танк. Он остановился у въезда в город. Из люка высунулись офицер и солдат. «Мы приехали к вам попить “Боржоми”, мы c детства много слышали о вашем курорте», – сказал офицер. Представляете, эти танкисты сделали крюк почти в тридцать километров, чтобы выпить нашей целебной водички! Они искупались в Куре и повернули назад. Так, по заступничеству преподобного Серафима, наш город не пострадал. Мы веками жили вместе: русские, грузины, абхазы, сидели за одним столом, произносили тосты, веселились, никто не придавал никакого значения национальности друг друга, и всего за несколько лет так всё изменилось!

    В нем рассказывается о том, что церковь преподобного Серафима Саровского была построена после того, как Тамазу Куртанидзе три раза подряд явился во сне старец в белом, указавший ему не только место для церкви, но и в честь кого она должна быть построена.

    Владыка Серафим подробно рассказывает о чудесах, которые происходили после освящения церкви:
– Один местный мальчик прослушал проповедь о святом Серафиме и обратился к нему с просьбой: «Я никогда не видел олененка. Покажи мне его и я поставлю тебе свечку!» Потом вышел из церкви. Через 10 минут мальчик закричал: «Смотрите, смотрите!» Мы все вышли на крыльцо и увидели, что из леса вышел олененок и стал около мальчика. Потом, естественно, увидев много людей, детеныш испугался и убежал в лес.

На камне после молебна исцелилась парализованная 11-летняя девочка.

Был и другой случай. Пришли две женщины с 6-летним ребенком. Стали читать акафист, а ребенок залез на камень и стал на нем прыгать. Монахини сделали замечание, сказали, что камень освящен, это не место для игры. Но мать не обратила на это внимания и продолжала чтение. Вдруг какая-то сила сбросила ребенка с камня и у него, абсолютно здорового, началась рвота и судороги.

В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону преподобного Серафима, будь то кафедральный собор в Тбилиси или часовня, затерянная в горах

Нина Изюмова в своей статье «Серафим Саровский и Грузия» пишет: «Почитание Саровского чудотворца особенно распространилось в Грузии в ХХ веке. Многим людям являлся старец в самые тяжелые минуты их жизни. Оторванные от Церкви, они часто даже не понимали, кто это был (ведь даже в немногочисленных тогда церковных изданиях на имя старца был наложен запрет). И лишь годы спустя, увидев его икону, узнавали того, кто им помог. Грузия чувствовала его молитвы и защиту. Лишь потом стало известно, что святой выступал против лишения древней Грузинской Церкви автокефалии. Но мог ли ему внять масонский двор Александра Первого? Не мог и не внял. А старец говорил, что как отнесешься к Грузии, так к тебе отнесется Богородица. Ведь Грузия – Ее удел. В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону этого святого, будь то величественный кафедральный собор в центре Тбилиси или маленькая часовня, затерянная в горах.
Недавно одной грузинской монахине явилась блаженная Матрона и наказала молиться св.Сергию Радонежскому, св.Серафиму Саровскому и ей о спасении Грузии и России. И народ молится!»

Вот еще несколько случаев чудесного заступничества Преподобного, описанные журналистом Кахабером Кенкишвили.

Схиигумения Фамарь (Марджанишвили) (1869-1936) очень почитала преподобного Серафима. Кахабер Кенкишвили пишет: «В 1903 г., когда произошло прославление св. Серафима Саровского, она, будучи молодой игуменией Ювеналией Бодбийского монастыря, направила в Саров одну монахиню с просьбой привезти ей оттуда икону нового угодника Божьего, освященную на его же мощах. Монахиня скоро вернулась с простой деревянной иконкой новопрославленного святого размером 12х15 см.От этой иконы в обители произошло много исцелений.Молодая игумения, как могла, защищала сестер и монастырскую собственность. Из-за этого революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Не смотря на то, что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер.

Из-за явной опасности игумению Ювеналию по решению Святейшего Синода перевели в Москву.

Там матушка Ювеналия очень сблизилась с великой княгиней Елизаветой Федоровной – основательницей Марфо-Мариинской обители. Она попросила у матушки Ювеналии чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело было матушке расставаться со святыней, но отказать она не могла.

Известно, что эта икона висела в спальне у наследника престола. Но что случилось с ней после 1917 г., никто не знает.

Однажды, когда игумения молилась перед иконой Божьей Матери, она получила повеление и почувствовала, что Богу угодно ее отшельничество. Необыкновенное явление от иконы повторилось несколько раз.

Чтобы обезопасить себя от вражеского искушения, игумения Ювеналия обратилась к старцам. Вскоре по их благословению был основан Серафимо-Знаменский женский скит, а сама матушка была пострижена в схиму с именем Фамарь. Скит просуществовал 12 лет и отличался особо строгим уставом.

В 1924 г. обитель была закрыта…»

В 1944 году епископ Ефрем (Сидамонидзе) (будущий Патриарх Грузии Ефрем II) был освобожден из тюрьмы.

«Расконвоированный епископ Ефрем пешком, очень медленно шел на родину. (В заключении он перенес такой голод, что с трудом передвигался и еще долго не мог есть обыкновенный хлеб). За ним следовал еще один освобожденный. Так дошли они до большой реки. Должны были сесть на переправу, но перевозчик не пустил:

– Посадка окончена!

Как ни просили его, все было напрасно. Так и остались двое опоздавших на берегу – ждать следующего рейса через неделю. Но ждали напрасно. Потом выяснилось, что в пути переправу разбомбили немцы…

Патриарх Ефрем II: «Я все думал, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель»

Епископ воздал хвалу Господу за спасение. Впоследствии он вспоминал: “Я все думал тогда, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель”.

Так и сделал по возвращении. И первое, на чем остановился его взгляд, была икона святого Серафима Саровского».

Рассказывает Гурам Читанава:

– У моей жены был любимый дядя. А у него была жена, тетя Груня. Она из Пензы родом. Во время войны оказалась в одном колхозе в каспийском районе. Приехала в Грузию за хлебом. Потом чем-то заболела, а когда выздровела, то осталась в Грузии. Вышла замуж, родилась дочка Светлана. В 60-х годах семья переехала в Тбилиси.Светлана была в восьмом классе, когда у нее неожиданно лопнул аппендицит. Ее срочно отвезли в Арамянц-больницу. Вскоре мать вызвали и говорят:

– Забирайте дочь домой, она вот-вот умрет.

Груня побежала в церковь святого Александра Невского. Было семь часов утра. Свечница только-только открыла дверь. Груня бросилась на колени перед Почаевской иконой Божьей Матери. Вы же знаете, она справа у входа висит. Вдруг кто-то вошел и встал рядом с ней. Она невольно обернулась. Перед ней стоял монах в черной рясе.

– Твоя дочь здорова! – сказал он.

– Кто вы? – спросила Груня.

– Я отец Серафим. Иду в Киев.

Груня задумалась. Как это он идет в Киев? Пешком, что ли?

Монах сунул руку за пазуху и подал ей маленькую икону Казанской Божьей Матери.

Пока Груня ее в сумку укладывала, монах исчез. Пошла она к свечнице спросить, кто это был, а та отвечает:

– В церковь никто не заходил.

Груня побежала в больницу. Смотрит, дочка в полной памяти сидит на кровати и спрашивает:

– Мама, где ты столько времени была?

Стали потом ту икону рассматривать и увидели, что на обороте прикреплен кусочек мощей святого Серафима Саровского.

В 80-х годах, когда Груня скончалась, икону ту держали на видном месте. Стали фотографировать гроб на похоронах, и, проявив негативы, увидели сильное свечение от иконы.

Потом Грунин внук с этой иконой пошел на абхазскую войну и вернулся невредимый…

***

– Как зовут твоего брата? – спрашиваю я у Елены Размадзе.

– Его крестили Серафимом, так как он родился второго августа. Родители и думать не стали над другим именем.

Рассказывает Валентина Марджанишвили:

Мама сказала: «Ты же верующая, ты можешь исцелиться, помолившись!»

– В прошлом году в Боржоми я сильно подвернула ногу. Было это в первой половине дня. Нога сильно болела. А к вечеру было запланировано подняться канатной дорогой на гору и пойти в женский монастырь, где грузинской семьей из Боржоми воссоздан уголок с домиком, колодцем и камнем, как Дивеево, где жил отшельником святой Серафим. Хромая, я все же пошла к батюшке Серафиму. Он мой Ангел хранитель. Опустилась на колени у камня. Рядом была молодая чета. Мужчина читал молитвы на грузинском языке. Я просто погрузилась в эту благодатную атмосферу. Домой возвращалась с легким напоминанием о боли в ноге.

Рассказывает Марина Учанеишвили:

Я почувствовала необыкновенное тепло и большую любовь, которая переполняла меня. У меня из глаз сами собой потекли слезы

– Это было в 90-х годах. Я была у стоматолога и удалила очень проблемный зуб. Выполняла все назначения врача, но к вечеру из раны пошла кровь. Положение усложнялось на глазах. Началось настоящее кровотечение. Я запаниковала. К 3 часам утра отец отвез меня в больницу. Хирург, осмотрев рану, решил наложить швы. «Если этого не сделать, вы можете умереть от потери крови. Уже видна кость», – сказал он. То ли врач мне показался слишком грубым, то ли я испугалась, но я тут же вскочила и отказалась от операции. Отец и врач умоляли меня согласиться, но я поехала домой. Мама увидела меня и испугалась. Кровотечение усиливалось все больше и больше. Мама сказала: «Ты же верующая, ты можешь исцелиться, помолившись!» Я попросила маму принести мне из святого угла иконы святого великомученика Пантелеймона, великомученицы Марины (моей небесной покровительницы) и преподобного Серафима Саровского. Я прижала их к груди, но почему-то стала с особым дерзновением молиться именно святому Серафиму. Первое, что я почувствовала – это необыкновенное тепло и большую любовь, которая переполняла меня. У меня из глаз сами собой потекли слезы. Ничем моя душа так не насыщалась и сердце никогда не находило такого покоя. Я слышала, как мама читала «Молитву матери» и от страха ничего не говорила. Потому что уже чувствовала: рот перестал наполняться теплой кровью и миска для сплевывания была уже не нужна. Это произошло в пять часов утра. Я заснула так сладко, как никогда. Проснулась к 12-ти и обнаружила, что рана полностью зарубцевалась. Мама была поражена и рассказывала всем знакомым: «Люди, вы не знаете, какое чудо сотворил нам святой Серафим Саровский!»

Комментарии, взятые из грузинских форумов

Марта:

Я хочу рассказать вам о чуде, которое свершил св. Серафим Саровский совсем недавно.У одной прихожанки церкви св. Георгия в Кутаиси внезапно появились на ногах язвы. Обращалась к врачам, но они не могли ей помочь. Она стала читать стоя акафист св. Серафиму и каждый день зажигать свечи, как только начинались боли. Как-то решила она пойти пешком в церковь, ему посвященную. Шла и постоянно призывала этого великого святого на помощь. Неожиданно около нее затормозил джип. Водитель спросил, как проехать в церковь. Она ответила: «Я тоже туда иду!» Водитель предложил подвезти ее, и она села в машину. Пока ехали, выяснилось, что хозяин джипа недавно приехал из России в Тбилиси, а теперь ищет в Кутаиси женщину, которой монахини просили передать мазь, а он не хочет вернуться обратно, не выполнив своего обещания. «Как зовут ту женщину, которую вы ищете?» – спросила она. И тут водитель назвал ее имя и фамилию. «Я испытала настоящий шок», – вспоминала она после, поражаясь тому, как исполнил св. Серафим ее просьбу. Мазь помогла и язвы на ногах у нее прошли.

Диана:

Она протянула мне икону св. Серафима Саровского. Радости моей не было предела! Я это восприняла так, будто сам старец пришел ко мне

Поздравляю весь грузинский народ и всех православных с праздником св. Серафима Саровского! Мой ребенок был в больнице, и я мечтала приобрести где-нибудь икону этого святого. В эту же больницу проведать больного пришла пожилая послушница, у которой сын был монахом. Мы познакомились. Она открыла сумку и протянула мне икону св. Серафима Саровского. Радости моей не было предела! Я это восприняла так, будто сам старец пришел ко мне. Потом мы поехали заграницу. Я взяла этот образ и еще несколько икон с собой. Когда мой ребенок излечился от тяжелой болезни, я нигде не могла найти эту подаренную икону, хотя все остальные были на месте. Я очень переживала потерю. И не понимала, как такое могло случится, ведь каждый день после вечерних молитв я прикладывалась ко всем иконам. Потом мне именно эту же икону Серафима Саровского подарил один псаломщик. Вы удивитесь, почему я ее не купила. Несколько лет мне пришлось жить с семьей заграницей, поэтому каждая подаренная икона для меня имела особое значение. Ведь там их было не достать. Хочу поблагодарить Патриарха, который дал нам возможность, живя далеко от родины, слушать службу на грузинском языке. Милость святого Серафима Саровского да пребудет с нами!

Именно эти слова наиболее часто встречаются во всех комментариях.

По интернету ходит красивая легенда о завещании Саровского старца:

«Пей там, где конь пьет. Конь плохой воды не будет пить никогда. Стели постель там, где кошка укладывается. Ешь фрукт, которого червяк коснулся. Смело бери грибы, на которые мошкара садится. Сажай дерево там, где крот роет. Дом строй на том месте, где змея греется.
Колодец копай там, где птицы гнездятся в жару. Ложись и вставай с курами – будешь иметь золотое зерно дня. Ешь больше зеленого и будешь иметь сильные ноги и выносливое сердце. Плавай чаще и будешь себя чувствовать на земле как рыба в воде. Чаще смотри на небо, а не под ноги – и будут мысли твои ясными и легкими. Больше молчи, чем говори – и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным».

Дай Бог нам всегда быть в таком единомыслии.

 Автор: Мария Сараджишвили

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *