6 февраля. Святая блаженная Ксения Петербургская

Странные вещи происходили на Смоленском кладбище города Петербурга. Каждую ночь на леса строящейся церкви кто-то натаскивал целую гору кирпича. По утрам рабочие лишь удивленно разводили руками, не зная, кого благодарить за эту работу. Но когда они все-таки выследили своего таинственного помощника, то удивились еще больше: оказалось, что ночами сотни кирпичей на леса поднимала… женщина. Правда, одета она была почему-то в потрепанный военный камзол, брюки и картуз, так что со стороны ее легко было принять за мужчину. Но рабочие узнали ее даже при тусклом свете луны. Потому что не было в Петербурге человека, который бы не знал «Андрея Федоровича» — так называла себя городская юродивая Христа ради — блаженная Ксения.Святая блаженная Ксения Петербургская (XVIII—XIX вв.)

О детстве и юности ее не сохранилось никаких сведений. Известно лишь, что замуж она вышла за придворного певчего — полковника Андрея Федоровича Петрова. Но семейное ее счастье было недолгим: супруг вскоре скончался. Ксении было тогда 26 лет.

В день похорон мужа Ксения надела на себя его одежду и в таком виде пошла провожать его гроб. Родственники мужа и знакомые Ксении решили, что смерть Андрея Федоровича помрачила ее сознание. Они весьма сожалели о ней. Ксения же, будто и в самом деле потерявшая рассудок, утешала их, говоря: «Не переживайте, Андрей Федорович жив — вот он я. А умерла несчастная Ксения».

Дом, оставшийся ей после смерти супруга, она решила подарить Параскеве Антоновой, снимавшей у нее комнату, все свое имущество раздать бедным, а деньги — снести в церковь за упокой души «рабы Божией Ксении». Узнав об этом, родственники мужа обратились по месту службы Андрея Федоровича, с просьбой не позволять его вдове в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.ксения петербургская картины

После этого блаженная Ксения раздала все, что имела, и в одном только мужнином костюме вышла на свое подвижническое странствие. Целыми днями бродила она по Петербургу, зимой и летом, в зной и стужу, подвергаясь нападкам и насмешкам. Ее странный костюм и невразумительные речи, ее кротость и незлобивость давали повод злым людям глумиться над ней. Однако мало-помалу наиболее чуткие христиане стали замечать, что Ксения не просто глупая побирушка, а есть в ней что-то особенное. Милостыню, которую ей предлагали, брала она не у каждого, но у людей добрых и сердечных. Всегда беря лишь одну копейку, Ксения тут же отдавала ее таким же нищим, как и она сама.

После того как мужнина одежда от времени истлела, она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых, распухших от мороза ногах носила рваные башмаки. Многие предлагали ей теплую одежду и обувь, но блаженная не соглашалась ничего брать и неизменно одевалась либо в красную кофту и зеленую юбку, либо в зеленую кофту и красную юбку. Днем Ксения, как безумная, бродила по городу, а на ночь, укрываясь от глаз людских, выходила за город, в поле, и там пребывала в молитве, попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, по ее словам, присутствие Божие было «более явственно».

Вскоре окружающие стали обращать внимание, что в ее словах и поступках часто кроется глубокий смысл. Замечали, если Ксения просила что-нибудь, это было знаком грядущей невзгоды или беды для того, у кого спрошено и, наоборот, если кому подавала, то получателя в скором времени ждала нечаянная радость.К_Февраьские метели

Блаженная Ксения провела в подвиге юродства около 45 лет, и скончалась в самом начале девятнадцатого века. Похоронили ее на Смоленском кладбище Петербурга, где в свое время она помогала строить церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери.

В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Туда и сегодня каждый день приезжает множество народу с просьбами к блаженной Ксении о молитвенной помощи. Со дня кончины блаженной прошло около двух веков, однако творимые по ее молитвам чудеса не иссякают до сих пор.

5 вопросов о святой блаженной Ксении Петербургс

6 февраля Русская Православная Церковь празднует памяти святой блаженной Ксении Петербургской. История женщины, которая ради служения Богу и людям отреклась от всего, удивляет и заставляет задумываться до сих пор. О личности, истории канонизации и духовном подвиге блаженной Ксении Петербургской, а также о том, кто такие юродивые и есть ли они в наше время, мы спросили настоятеля храма во имя Смоленской иконы Божией Матери и часовни блаженной Ксении Петербургской в Санкт-Петербурге протоиерея Виктора Московского.

1. Отец Виктор, за что конкретно, за какие духовные подвиги канонизировали Ксению Петербургскую?— Церковь канонизировала блаженную Ксению, прежде всего, за ее любовь к народу Божию, за ее терпение, за ее молитвы. Она совершала свой молитвенный подвиг и в холод, и в зной – молилась за весь город Санкт-Петербург, за всю страну.

За добрые дела, которые она творила буквально всем, особенно обиженным и страдающим. Если блаженная Ксения гладила ребенка, то это было счастьем для родителей, если она с кем-нибудь проезжала на повозке – это считали за хороший знак. Поэтому любовь, милосердие, духовная чистота, служение Богу и людям с полной отдачей – все это послужило основой для канонизации Ксении Петербургской. Здесь можно отметить и тот факт, что народное почитание блаженной Ксении началось задолго до ее канонизации, а это тоже о многом свидетельствует.

2. Как в целом относиться к чину юродивых, ведь известно, что одно время юродство у нас в стране было запрещено?— Юродство – это особый и редкий дар, это духовный подвиг, который дается человеку свыше. При этом этот дар дается далеко не каждому. И здесь стоит вспомнить, что когда начиналась канонизация блаженной Ксении, некоторые люди пытались подражать ей, пытались даже копировать ее образ жизни, ходили босиком. Однако спустя один — два месяца эти люди или попадали в больницу, или переставали это делать, потому что это было им не дано. Повторюсь, юродство – это дар свыше, дар от Бога.

Что касается отношений с властями, то здесь нужно понимать, что раньше, обладая этим даром, человек шел к царю, правителю, вельможе и мог спокойно его обличить в его грехах, сказать правду. Для того чтобы так поступать, нужна была особая сила Божия. Обычный человек такого, конечно же, сделать не мог. И самое главное, что правители прислушивались к этим обличениям, к словам юродивых. После этого они в чем-то меняли свою жизнь, меняли отношение к людям, исправлялись.

При этом, внешне, такие люди могли быть похожи на ненормальных, но внутренне они были чисты. Это могли быть совершенно неприметные люди, но они совершали большое дело, так как в своих словах перед властями они отражали бедствия народа, его трудности и проблемы.

3. Как Церковь относится к тем запискам, которые сегодня приносят люди и адресуют их святой Ксении Петербургской?

— Принесение записок к блаженной Ксении – это уже определенная традиция, которая сложилась особым образом. Дело в том, что долгое время часовня была огорожена и закрыта, люди не могли молиться, не могли обратить свои слова к святой Ксении, не могли совершить молебен или приклониться к гробнице блаженной. Поэтому люди стали приносить записки и оставляли их у часовни, засовывали в разные места ограды, в щели.

Сегодня уже такой необходимости, в принципе, нет. Можно спокойно прийти в часовню, заказать молебен, написать нормальную записку, которую прочитает священник. Однако традиция принесения записок продолжает существовать. Мы ее не ломаем, так как это, наверное, было бы не совсем правильно. Мы сделали специальный ящичек, где люди могли бы оставлять свои записки.

Рушить эту традицию, конечно же, нельзя. К этому явлению стоит относиться аккуратно, ведь многие люди в этих записках изливают свою душу, говорят о своих внутренних проблемах, просят святую Ксению о заступничестве. И в тоже время ни в коем случае нельзя относиться к нему как к примитивной магии по принципу: загадай желание – и сбудется. Записочки такого рода это все-таки вид христианской молитвы, общения христианина со святым, а никак не автомат по исполнению желаний.

4. Как в наши дни можно отличить психически больного человека от юродивого Христа ради?

— Вопрос этот непростой. Замечу, что иногда к нам в храм приходят люди, которые пытаются себя вести, как юродивые — пытаются что-то говорить особенное, как-то по особенному действовать, но видно, что им этот дар Богом не дан. Поэтому, лично я пока юродивых не встречал, может быть, мне просто не дано их видеть. Да и в целом сегодня, юродивых, хотя бы похожих, например, на блаженную Ксению, не видно. Если бы такие люди сейчас были, то, наверное, о них бы шла слава, люди бы о них знали.

Однако я не могу сказать, что их вообще сейчас нет. Отрицать то, что где-то есть юродивый нельзя. Может быть, эти люди не так сейчас заметны, может они живут вдали от нас, на периферии. Может быть, где-то человек несет такой подвиг и о нем знает только один Господь Бог. Но, повторюсь, лично мне Господь пока не дал видеть и ведать таких людей.

5. В чем, на Ваш взгляд, ценность служения святой Ксении Петербургской для современного человека? Что важного нам можно вынести из ее жития?

— Для современного человека может послужить примером то, что блаженная Ксения была далека от страстных человеческих потребностей. Она отдавала окружающим все, что имела сама. Блаженная Ксения отдала свой дом под бесплатный ночлег для нуждающихся, она полностью раздала свое имущество, творила добрые дела, помогала людям, чем могла. При этом, внешне, это была очень скромная женщина. Сегодня, блаженная Ксения подает нам пример порядочности, духовной чистоты, нестяжательства, молитвы. Она дает нам образец того, как надо жить человеку, который любит Бога. Понятно, что сейчас иное общество, иные правила поведения, что мы не можем в полной мере повторить ее подвиг – ходить по улице в рваной одежде, босиком. Но мы можем повторить ее подвиг духовно, отразить те добродетели, ту любовь, которой обладала блаженная Ксения.

Автор: Сергей Милов. Источник журнал Фома

Комментирование запрещено