ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА: СВЯТОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА

Покаяние – это наше примирение с Богом.
Святой Иоанн Лествичник

Лествица Иоанна ЛествичникаПост – время покаяния, время, когда наши окаменевшие сердца должны силой Божией из бесчувственных стать чуткими, из холодных и жестких – теплыми и открытыми для других и для Самого Бога.

Пост – это время обновления, когда, как весной, все опять становится новым; когда наша жизнь, постепенно сошедшая на нет, едва мерцающая, снова оживает с силой, которую Бог может дать нам, приобщая нас к Своему Святому Духу, делая нас в Святых Тайнах и в прямом даре Самого Себя причастниками Божественной природы.

Это время примирения, а примирение – это радость Божия и наша радость; это – новое начало.

Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас – как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

Лест­ни­ца в Небе­са

Чет­вер­тое ве­ли­ко­пост­ное вос­кре­се­нье по­свя­ще­но па­мя­ти пре­по­доб­но­го Иоанна Лествичника. («Пре­по­доб­ны­ми» на­зы­ва­ют свя­тых из мо­на­хов.) Дол­гая жизнь это­го древ­не­го по­движ­ни­ка (VI в.), про­ве­ден­ная у под­но­жия свя­щен­ной го­ры Си­най, бы­ла бед­на внеш­ни­ми со­бы­ти­я­ми, но бо­га­та внут­рен­ни­ми, и это обес­пе­чи­ло ему ис­то­ри­че­ское бес­смер­тие. Несколь­ко стран­ное для слу­ха про­зва­ние – Ле́ствич­ник (сла­вян­ское сло­во ле́стви­ца зна­чит про­сто «лест­ни­ца») – он по­лу­чил от на­зва­ния кни­ги – «Ле­стви­ца рай­ская». В ней ду­хов­ный путь по­движ­ни­ка срав­ни­ва­ет­ся с непре­рыв­ным вос­хож­де­ни­ем по кру­тым сту­пе­ням «лест­ни­цы» ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния на небо. Все­го Иоанн на­счи­ты­ва­ет 30 сту­пе­ней – ста­дий со­вер­шен­ство­ва­ния, по тра­ди­ци­он­но­му чис­лу лет жиз­ни Иису­са Хри­ста до Его вступ­ле­ния на об­ще­ствен­ное слу­же­ние. Ра­зу­ме­ет­ся, он пи­сал в первую оче­редь для сво­их «кол­лег» мо­на­хов, но его ви́де­ние жиз­ни как до­ро­ги, ве­ду­щей по сту­пе­ням ввысь, близ­ко каж­до­му хри­сти­а­ни­ну. Впро­чем, не толь­ко: пси­хо­ло­ги­че­ски ге­ни­аль­ные на­блю­де­ния си­най­ско­го мо­на­ха во­шли в ми­ро­вую куль­тур­ную со­кро­вищ­ни­цу и ин­те­рес­ны всем ду­хов­но раз­ви­тым лю­дям.

«Ле­стви­ца», чи­тав­ша­я­ся на Ру­си с древ­ней­ших вре­мен, бы­ла лю­би­мой кни­гой Н.В. Гоголя, с ко­то­рой он, по сви­де­тель­ству совре­мен­ни­ков, «не рас­ста­вал­ся». За­ме­ча­тель­но, что хре­сто­ма­тий­ный ге­рой го­голев­ской «Ши­не­ли» ока­зал­ся обя­зан сво­им име­нем и да­же осо­бен­но­стя­ми ха­рак­те­ра од­но­му из пер­со­на­жей «Ле­стви­цы» – свя­то­му Ака­кию Сав­ва­и­ту, совре­мен­ни­ку Иоан­на Ле­ствич­ни­ка. (Гре­че­ское имя Ака­кий зна­чит «крот­кий», «незло­би­вый».)

Юрий Ру­бан,
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

Одер­жи­мые ду­хом немым

Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

Еван­ге­лист Марк по­ве­дал нам се­го­дня о маль­чи­ке, одер­жи­мом «ду­хом немым», ко­то­рый по­вер­гал несчаст­но­го боль­но­го на зем­лю, за­став­лял его скре­же­тать зу­ба­ми и це­пе­неть. По­дроб­ное опи­са­ние страш­ных симп­то­мов этой жут­кой ду­хов­ной бо­лез­ни ужа­са­ет и, как ни стран­но, од­новре­мен­но успо­ка­и­ва­ет: со мной, – ду­ма­ет каж­дый из нас, – при всех мо­их гре­хах, ни­че­го по­доб­но­го не про­ис­хо­дит, зна­чит, и тяж­кая ду­хов­ная бо­лезнь – одер­жи­мость «ду­хом немым» – мне по­ку­да не гро­зит. Я здо­ров!

Ви­ди­мо, при­мер­но так рас­суж­да­ли и апо­сто­лы, ко­гда взя­лись вра­че­вать несчаст­но­го бес­но­ва­то­го. «И бе­сы по­ви­ну­ют­ся нам» , – го­во­ри­ли они с вос­тор­гом де­тей, по­лу­чив­ших но­вую иг­руш­ку. А бес взял, да и не со­гла­сил­ся по­ви­но­вать­ся! «Род невер­ный» ока­зал­ся одер­жим тем же ду­хом немо­ты и глу­хо­ты, и по­то­му, ко­неч­но, не су­мел про­из­не­сти сло­ва, ко­то­рые мог­ли бы свя­зать бе­сов­скую зло­бу, па­ра­ли­зо­вать бе­сов­ское на­си­лие. Оглу­шён­ные со­бой, невер­ные уче­ни­ки не услы­ша­ли то, что ска­зал Гос­подь скор­бя­ще­му ро­ди­те­лю бес­но­ва­то­го от­ро­ка: «Ес­ли сколь­ко-ни­будь мо­жешь ве­ро­вать, всё воз­мож­но ве­ру­ю­ще­му» . Они про­пу­сти­ли ми­мо ушей и оше­ло­ми­тель­ный от­вет несчаст­но­го от­ца, от­вет-крик, от­вет-ис­по­ведь, от­вет-мо­лит­ву: «Ве­рую, Гос­по­ди! По­мо­ги мо­е­му неве­рию» . Они, бли­жай­шие уче­ни­ки Хри­сто­вы, в сво­ей без­упреч­ной ве­ре не со­мне­ва­лись, а по­то­му и по­тер­пе­ли по­ра­же­ние в схват­ке с бе­сом. Ес­ли бы не так, им не бы­ло бы нуж­ды вновь спра­ши­вать сво­е­го Гос­по­да уже на­едине, вда­ли от по­сто­рон­них глаз и ушей: «По­че­му мы не мог­ли из­гнать его?» . По­то­му и не мог­ли из­гнать, что ока­за­лись одер­жи­мы тем же «ду­хом немым и глу­хим», по­то­му и «удо­сто­и­лись» горь­ких слов Хри­сто­вых.

Не обя­за­тель­но, ока­зы­ва­ет­ся, ис­пус­кать пе­ну и скре­же­тать зу­ба­ми, чтобы по­нять, что сам одер­жим этим ду­хом немо­ты и глу­хо­ты. До­ста­точ­но про­сто не слы­шать ближ­не­го, ко­гда он мо­лит о по­мо­щи. По­то­му и не слы­шать, что слы­шишь толь­ко са­мо­го се­бя, и за­нят толь­ко са­мим со­бой. До­ста­точ­но за­быть, что мол­ча­ние не все­гда – зо­ло­то, за­быть, что мы, хри­сти­ане, по сло­ву апо­сто­ла Пет­ра, по­сто­ян­но долж­ны быть «го­то­вы вся­ко­му, тре­бу­ю­ще­му у вас от­че­та в ва­шем упо­ва­нии, дать от­вет с кро­то­стью и бла­го­го­ве­ни­ем» . При этом на­до пом­нить, что от­вет этот недо­ста­точ­но все­го лишь сфор­му­ли­ро­вать сло­ва­ми. Ве­ру­ю­ще­му не в Бо­га, а в се­бя, всё ка­жет­ся, что долж­но же иметь­ся в на­ли­чии некое «вол­шеб­ное сло­во», зная ко­то­рое враз об­ра­тишь неве­ру­ю­ще­го ате­и­ста, и схо­ду из­го­нишь лю­бо­го бе­са.

Вот по­че­му, от­ве­чая на во­прос о спо­со­бе по­мо­щи ближ­не­му, Гос­подь на­по­ми­на­ет Сво­им уче­ни­кам о по­сте и мо­лит­ве. И пост, и мо­лит­ва – все­го лишь спо­со­бы от­ка­за от са­мо­го се­бя. Воз­дер­жа­ние от пи­щи те­ря­ет смысл, ес­ли по­стя­щий­ся по-преж­не­му, как и до пост­но­го пе­ри­о­да, глух к стра­да­ни­ям ближ­не­го и нем, ко­гда страж­ду­щий ждёт от него уте­ше­ния и со­чув­ствия. Мо­лит­ва – это ведь то­же от­каз от соб­ствен­ных прав, ска­жем, на сон, на от­дых, на об­ще­ние с дру­зья­ми. Мо­лит­ва – это вре­мя при­над­ле­жа­щее Бо­гу, это пе­ри­од, ко­гда соб­ствен­но вре­мя-то и кон­ча­ет­ся, и в на­шу обез­бо­жен­ную жизнь вхо­дит Веч­ность. Мы ведь ров­но столь­ко и при­над­ле­жим Веч­но­сти, сколь­ко по­ка­ян­но и со­кру­шён­но мо­лим­ся Бо­гу, по­то­му что осталь­ное вре­мя ко­рот­кой на­шей жиз­ни так или ина­че мы тра­тим на са­мих се­бя. Вер­нее ска­зать, на са­мую лю­би­мую, са­мую ле­ле­е­мую часть са­мо­го се­бя – на свою греш­ную плоть.

Мо­лит­ва и пост опре­де­лён­но и яр­ко на­по­ми­на­ют, преж­де все­го, нам са­мим, что со­сто­им мы не толь­ко и не столь­ко из со­ма­ти­че­ских кле­ток, чья неиз­беж­ная судь­ба – ис­тлеть в небы­тии. Мо­лит­ва и пост воз­вра­ща­ют нас в ре­аль­ность Ду­ха, ко­то­рый один на­сле­ду­ет Веч­ность, ко­то­рый один нетле­нен и по-на­сто­я­ще­му ре­а­лен. По­это­му и с ду­ха­ми зло­бы успеш­но мо­жет сра­жать­ся лишь тот, кто на­учил­ся от­ка­зы­вать­ся от сво­их «за­кон­ных прав» на от­дых и еду, на при­зна­тель­ную бла­го­дар­ность и воз­да­я­ние по за­слу­гам. Мо­лит­ва и пост – это то са­мое «от­вер­же­ние се­бя»  о ко­то­ром мы с ва­ми чи­та­ли неде­лю на­зад, по­кло­ня­ясь Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту на­ше­го Спа­си­те­ля.

Вот по­че­му и мо­лит­ва, и пост долж­ны быть де­лом, без­услов­но, тай­ным, ибо те, кто по­стят­ся и мо­лят­ся так, что по­дви­ги их ста­но­вят­ся из­вест­ны всем, риску­ют упо­до­бить­ся фа­ри­се­ям, о ко­то­рых Гос­подь наш ска­зал: «А все де­ла свои тво­рят лю­дям на­по­каз: де­ла­ют всё ши­ре мо­лит­вен­ные по­вяз­ки свои и всё боль­ше – ки­сти; да лю­бят са­мые по­чет­ные ме­ста на пир­ше­ствах и в си­на­го­гах, и чтобы на пло­ща­дях их при­вет­ство­ва­ли, и чтобы зва­ли их лю­ди: «рав­ви (учи­тель)!»».

Сам Гос­подь, мо­ля­щий­ся на­едине , пре­одоле­ва­ю­щий ис­ку­ше­ния в Иудей­ской пу­стыне, за­пре­ща­ю­щий обла­го­де­тель­ство­ван­ным раз­гла­шать о Нём на­ро­ду , толь­ко од­на­жды поз­во­лил вос­тор­жен­ной тол­пе воз­гла­сить Се­бе тор­же­ству­ю­щую «Осан­ну». Толь­ко од­на­жды Он воз­ра­зил тем, кто хо­тел за­ста­вить за­мол­чать ли­ку­ю­щие кри­ки: «Он от­ве­тил: Я го­во­рю вам, что ес­ли они умолк­нут, то кам­ни возо­пи­ют». Мы зна­ем, чем всё это кон­чи­лось. Кам­ни и на са­мом де­ле возо­пи­ли, ко­гда «за­ве­са в Хра­ме разо­дра­лась на­двое, свер­ху до­ни­зу; и со­тряс­лась зем­ля; и рас­се­лись ска­лы, и от­верз­лись гроб­ни­цы; и вос­ста­ли мно­гие те­ла усоп­ших свя­тых, и, вый­дя из гроб­ниц по вос­кре­се­нии Его, во­шли во Свя­той Град и яви­лись мно­гим» .

Вспом­ним об этом «во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста», «сверг­нем с се­бя вся­кое бре­мя и за­пи­на­ю­щий нас грех и с тер­пе­ни­ем бу­дем про­хо­дить пред­ле­жа­щее нам по­при­ще» , не за­бы­вая стро­го­го пре­ду­пре­жде­ния на­ше­го Спа­си­те­ля: «У те­бя же, ко­гда тво­ришь ми­ло­сты­ню, пусть ле­вая ру­ка твоя не зна­ет, что де­ла­ет пра­вая». Толь­ко то­гда есть на­деж­да, что «дух немой и глу­хой» по­кинет и на­шу ду­шу, и ду­ши тех, кто нам до­рог. Аминь.

Ар­хи­манд­рит Иан­ну­а­рий (Ив­ли­ев)

Комментирование запрещено