18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), и 19 января в день Крещения Господня, в Крестовоздвиженском соборе обители прошли праздничные богослужения с совершением чина Великого освящения воды. В сочельник, после освящения воды, священнослужители окропили Крещенской водой Храмы и здания монастыря, а верующие понесли освященную воду в свои дома, которые окропят сами с пением праздничного тропаря:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, /
троическое явися поклонение, /
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, /
и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. /
Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.
Божественную Литургию 19 января пел хор мам под руководством регента Целищевой Е.Ю. Богослужение и освящение воды совершали протоиерей Сергий (Закунов) и иерей Николай (Тучин). Атмосфера в храме была теплая и радостная, чувствовалось присутствие Божественной благодати. По окончании службы состоялся чин о Панагии, возглавляемый протоиереем Сергием.
История праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Начало празднования Богоявления относится к временам апостольским. О нем упоминается и в Постановлениях Апостольских, где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.
Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в день праздника.
При праздновании Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, которая существовала при праздновании Рождества Христова. Праздник Богоявления в Восточной и Западной Церкви с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.
До IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6 января, и отделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло в IV веке. Древняя Церковь 6 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых отражено Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа — как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно: 1) поклонение волхвов как свидетельство откровения Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды (от этого воспоминания и сам праздник Богоявления в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви оно хотя и входило в состав событий праздника, но ничем в службе праздника не выразилось); 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской и 3) в том же смысле (в Африканской Церкви) чудесное насыщение Христом Спасителем 5000 человек.