На иконе Матери Божией «Утоли моя печали» Младенец Спаситель держит развернутый свиток, на котором написано: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левая рука Богоматери, приложенная к голове, символически показывает, что Пресвятая Богородица не только слышит все наши молитвы, но сопереживает наши печали.
Древняя икона Божией Матери находилась в местечке Шклове Могилевской губернии. В 1640 году казаки принесли список с нее в Москву. Икона была поставлена в храме святителя Николая Чудотворца в Пупышах в Замоскворечье (церковь была разрушена в период гонений). По каким-то причинам позже икона была перенесена на колокольню и находилась в забвении. Прославление ее относится ко второй половине XVIII века, когда от нее произошло исцеление расслабленной женщины. Будучи знатной, женщина эта имела возможность пользоваться услугами врачей, но они не смогли ей помочь. В сонном видении она услышала голос, повелевавший ей ехать в Москву: «Там на Пупышеве в храме святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: “Утоли моя печали”; молись пред ним, и ты получишь исцеление». При этом ей был показан сам образ.
Женщина пробудилась с надеждой. Домашние привезли ее в Москву и внесли в храм святого Николая Чудотворца. Там иконы, показанной во сне, не оказалось. Сопровождавшие рассказали священнику о видении, которое было больной. Тогда он велел принести с колокольни все находившиеся там ветхие иконы Божией Матери. Среди них оказалась и икона с надписью: «Утоли моя печали». Как только икону Богоматери внесли в храм, больная, уже не говорившая и не владевшая ни руками, ни ногами от слабости, вдруг воскликнула: «Она! Она!».
После молебна больная приложилась к чудотворной иконе Богоматери и почувствовала в себе силы. Она без посторонней помощи встала на ноги и потом без поддержки вышла из храма святителя Николая. Это чудо совершилось 25 января (7 февраля по новому стилю). В этот день совершается празднование в честь иконы «Утоли моя печали». В настоящее время этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы находится в храме святителя Николая Чудотворца в Кузнецах.
Духовный смысл, который соединяется с названием иконы Божией Матери «Утоли моя печали», точно передает тропарь (глас 5):
«Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли: Ты бо человеком болезни отгониши и грешных скорби разрушаеши, Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево».
Иеромонах Иов (Гумеров)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали три Евангелия: одно – Богородичное, другое – святительское и третье – сегодняшнему дню. И Апостолы читались соответствующие. Если мы будем вникать умом в то, что читается в храме, и не просто вникать, но и стараться жить духовной жизнью по слову Божию, проходить эти слова опытом, то убедимся, что все слышанные нами тексты говорят об одном и том же: о необходимости стяжания тех качеств, с которыми только и возможно войти в Царствие Небесное – о необходимости смирения и терпения.
Но все дело в том, что это стяжание требует от нас внутреннего подвига. Внешний подвиг имеет значение только при внутреннем подвиге, при внутреннем усилии. Внешне каждый из нас находится в определенных обстоятельствах и как-то вынужден трудиться, а вот внутренняя работа уже во многом зависит от нас. И только внутренний подвиг дает разумение того, что содержится в Священном Писании. И если вы будете читать творения святых отцов: святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого, или близких к нам святителей Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, или Оптинских старцев – вы увидите, что все они говорят об одном и том же: о необходимости выработки в себе смирения и терпения.
Посмотрим письма Оптинских старцев. «Вот ты пишешь, жалуешься, что трудно слушаться, а вот Господь, Творец всего, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8)».
И в другом месте: «В терпении вашем стяжйте душа ваша (Лк. 21, 19). Иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга: и иже аще хощет в вас быти первый, буди вам раб (Мф. 20, 26). Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк. 18, 14)».
Как светится алмаз, грани которого тщательно отполированы, так и Священное Писание, слово Божие, со всех сторон светится смирением, везде говорит о смирении.
Вот, например, Матерь Божия, которую мы, по милости Божией, так часто ублажаем, говорит о Себе: …яко призре на смирение Рабы Своея (Лк. 1, 48). Евангелие, которое читается на все Богородничные праздники, – тоже о смирении. Когда Марфа пожаловалась Господу на Марию, что та ничего не делает, Господь сказал Марфе: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея. Вот это едино на потребу и есть смирение.
И последнее, третье сегодняшнее Евангелие тоже говорит о смирении: Имейте соль в себе, и мир имейте между собою. Вот эта соль в себе и есть смирение.
Почему оно названо солью? Потому что, как соль сохраняет всякий продукт, так и без смирения ни одна добродетель не может состояться, не может иметь в себе целостности и крепости. Без смирения любая добродетель или подвиг – с гнильцой: с тщеславием, упрямством, своеволием, высокоумием и так далее. Всякое дело, даже как бы оно внешне ни казалось необходимым и правильным, без смирения – с гнилью.
Вот видите, первое Евангелие говорит о смирении. И второе, святительское, говорит о том же: Аз есмь дверь, Мною аще кто внйдет, спасется, и внйдет, и изыдет и пажить обрящет (Ин. 10, 9). То есть только тот путь, которым Я шел, говорит Господь, ведет ко спасению: Аз есмь дверь. И в другом месте: Научйтеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Из множества Своих Божественных добродетелей Господь отметил только эти две: кротость и смирение. Они и есть та дверь, о которой сказал Господь: Аз есмь дверь. То есть идущий этим путем, путем Христовым, и сам спасется, и других спасет. Другим путем не спасешься.
И вот эта соль – смирение – совершенно необходима всем.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что он видел многих людей, которые не были ни особенными постниками, ни молитвенниками, ни чудотворцами и которые вошли в Царствие Небесное, но не видел ни одного, который бы спасся без смирения. Ни одного. Потому что Господь сказал: Аз есмь дверь и Научйтеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. И апостол Павел сказал: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16).
Там же, где нет этой соли, которая все сохраняет, которая всем необходима, нет смирения, там на каждом шагу – искажения, извращения, своевольное толкование Священного Писания.
Слышат, например: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, – значит, можно жить, не безпокоясь ни о чем, или, мягко говоря, бездельничать. И в оправдание своей лени и безпечности стараются прикрыться ложной духовностью, уподобляясь будто бы Марии.
В житиях святых немало подобных примеров.
Приходит как-то один человек в монастырь. Живет он там день, два, братия зовут его с собой работать. А он отвечает: «Я благую часть избрал, я ушел из мира, из суеты и пришел сюда молиться». – «Ну ладно, – говорит мудрый старец, – молись». Тот пошел молиться, а братия отправилась на послушание. Потом, когда подошло время трапезы, братия потрудились и пошли покушали, а его не позвали. А у него желудок подвело, он пришел и спрашивает: «Что, отче, братия сегодня садились за трапезу?» – «Садились». – «А что же меня не позвали?» – «Так ты ведь благую часть избрал, а мы – грешные, мы – как Марфа». И тот вынужден был смириться.
Или вот другой пример, из жития преподобного Пимена Великого. Один брат пришел к нему и говорит: «Нужно оставить все земное». Святой отпустил его: «Иди, молись». А ночью мороз был, тот замерз, пришел и стучится в келью. Преподобный Пимен не открывает. Тот продолжает проситься: «Пусти, пусти». Преподобный спрашивает: «Кто это?» – «Брат твой». – «Нет, это не мой брат, это, наверное, бес. А что этому брату нужно?» – «Да он замерз». – «Не может этого быть. Он ведь у меня безшютный, как ангел. Он только молится, и ему ничего не нужно. Ты обманываешь меня». Уж тот умолял, умолял его. Потом преподобный Пимен, конечно, его пустил. Это он так его проучил, чтобы тот не превозносился.
Возносяйся смирится. И братья вынуждены были смириться, признать, что они не безплотные, что им и есть нужно, а когда холодно, и спрятаться нужно где-то от холода.
Все эти примеры говорят об одном – о смирении, чтобы мы не забывались. Кто приходил с таким ложным устроением, тот всегда вынужден был смириться. А кто имеет смирение, для того всякое дело, хотя бы и дело Марфы, дает плод Марии, то есть такой плод, который не отнимется никогда.
Пример этому мы видим в житии преподобного Евфросина. Он был поваром в монастыре. Вот он как раз и занимался тем, чем занималась Марфа. Но он творил это не с тем чувством, с каким трудилась Марфа: Господи, небрежеши ли… – я вот тут один сижу на кухне, а они вон там только молятся. Занимаясь своим поварским делом, он со смирением говорил себе: «Вот, окаянная душа, не ропщи на свою участь. Господь все устраивает каждому на пользу. Братия, они достойны, они по жизни подобны ангелам, потому Господь и сподобил их ангельского делания, петь и молиться. А я – грешник, и Господь посадил меня перед печью, пока созерцать этот огонь, а после смерти пойду в огонь вечный. Так еще радуйся и благодари, что сам еще не горишь в огне, а только смотришь на него, и исполняй здесь то, что тебе поручено Богом».
И, когда он совершал это послушание с таким смирением, он еще при жизни был перенесен в рай. Три года игумен монастырский молился, чтобы Господь показал ему, кто у него в монастыре спасающийся, и увидел своего повара Евфросина, сидящего в раю на престоле, который был поставлен под райской яблоней. И Евфросин дал ему три яблока с этой яблони. И когда игумен вышел из этого духовного состояния, он, действительно, увидел у себя в мантии три райских яблока.
Так вот, если к исполнению любого послушания приложить смирение, то всякое послушание сделается спасительным. Всякий труд, который человек совершает здесь, на земле, если он совершается со смирением, то есть имеет соль в себе, дает плод духовный.
И поэтому, когда человек шествует по своему жизненному пути с верой в то, что Господь силен всякого спасти, на каком бы месте он ни был, и со смирением, то он достигает спасения.
Почему с верою? Потому что иногда спрашивают: «Как я спасусь?» Как ты спасешься – это не твое дело, это дело Божие. Тебе это кажется невозможным, для Бога же все возможно. Поэтому делай свое дело со смирением, с послушанием – и получишь спасение. Вот о чем говорится во всех сегодняшних Евангелиях, о чем нам постоянно твердит Святая Церковь.
Постараемся мы не избегать того, что Господь нам посылает, не тяготиться своим крестом и то послушание, которое Богом дано нам в жизни, проходить со смирением – и, по милости Божией, наследуем спасение. Аминь.
Протоиерей Валериан Кречетов