Летопись монастыря

Глава четвертая

В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были переданы Нижегородской епархии. Как следует из документов, на момент передачи износ корпусов составлял 100%. Были стерты с лица земли склепы благотворителей обители, погребенных у стен собора. Усыпальница в бывшей Иверской церкви использовалась заводом для сброса мусора. Здесь несколько десятилетий находилось гальваническое производство…

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов, +2002) назначил настоятелем возрождающегося прихода иерея Александра (Ильина). Совместно с церковным старостой В. Павлиным и несколькими первыми прихожанами было начато восстановление монастырского корпуса, одну из комнат которого, по благословению владыки Николая, освятили как церковь во имя новомученицы великой княгини Елисаветы.19 января 1997 года в этой церкви состоялось первое богослужение. С первых же дней при новом храме были открыты воскресная школа и иконописная мастерская. Впоследствии, когда службы проводились уже в соборе, в маленькой Елисаветинской церкви совершались таинства венчания и крещения.

27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе. Совершил праздничную Божественную литургию сам митрополит Николай. В первую зиму собор не отапливался, но Божественные литургии по воскресным дням и великим праздникам совершались, и число прихожан росло.

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода было заслушано прошение Преосвященного епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова) о преобразовании прихода храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в Крестовоздвиженский женский монастырь. Постановили: благословить, о чем в апреле того же года вышло распоряжение № 46 о преобразовании прихода в монастырь.

Указом Преосвященнейшего Епископа Георгия от 2 сентября 2004 года инокиня Татиана (Татьяна Михайловна Гажу), насельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, была назначена наместницей Крестовоздвиженского женского монастыря. После возвращения исторического статуса этой Святой обители монастырь приобретает то боголепие и чистоту, которые были до разорения. В праздничные и воскресные дни Крестовоздвиженский собор, о существовании которого еще несколько лет назад мало кто и знал, заполняется верующими так, что порой не всем хватает места. Наверное, это лучшая благодарность и награда, которой утешает и укрепляет Господь своих кротких инокинь за их трудолюбие, самоотверженность и веру.

27 сентября 2004 года Владыка Георгий совершил Божественную литургию в соборе в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. Накануне на престольный праздник обители тогда приезжала и настоятельница Дивеевского монастыря матушка Сергия с сестрами. На богослужении присутствовали также воспитанницы городского Медицинского колледжа – сестры милосердия, для которых посещение Крестовоздвиженского собора в этот день стало уже традицией, высокие лица городской администрации и благодетели монастыря.

23 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Георгий, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, совершил постриг инокини Татианы в мантию с наречением имени Филарета (св. Филарет Дроздов), а в канун Пасхи, в день Великой субботы 9/22 апреля того же года, настоятельница Крестовоздвиженского монастыря матушка Филарета была награждена золотым наперсным крестом (по должности).

Помимо забот о восстановлении монашеской жизни обители и реставрации храма и зданий монастыря, сестры активно ведут и воспитательно-просветительную работу: при монастыре имеется воскресная школа, а также инокини, имеющие педагогические способности, опекают детей из неблагополучных семей и сирот – воспитанников соседнего детского дома-интерната.44

В обители открыт православный медицинский пункт, где получают помощь насельницы, священнослужители и миряне. «Конечно, хотелось бы возродить старые монастырские золотошвейные традиции, поделилась своими мыслями матушка Филарета, сама высокопрофессиональная швея, открыть мастерскую…»

Постепенно собираются в святой восстанавли-вающейся обители и святыни. Об этом заботятся и сами насельницы монастыря, и прихожане. У алтаря слева стоит красивый резной ковчег с частицами мощей Киево-Печерских и иных святых.43

Также в особом резном киоте находится особо почитаемый в обители и в городе образ Казанской Пресвятой Богородицы, обновленный чудным образом. Его принесли в только что открывшийся монастырь верующие и сообщили, что эта икона написана сестрами святой обители, а в годы богоборчества бережно сохранялась православными.

kartinka932

Из более чем сорока храмов дореволюционного Нижнего Новгорода действующими были оставлены только три. Остальные большей частью взорвали, другие искалечили, перестроив до неузнаваемости, что называлось на языке той власти «привести в нецерковный вид». Именно в эти сохранившиеся храмы и приносили верующие уцелевшие иконы уничтоженных церквей. На вернувшийся образ Казанской Богородицы сестры обратили особое внимание после того, как заметили, что икона самостоятельно обновляется и высветляется. Вскоре об этом узнали и в городе.

В 2004 году архиепископ Нижегородский и Арзамасский Владыка Георгий подарил монастырю на престольный праздник высокохудожественной работы крест с частицей древа Животворящего Креста Господня. В 2005 году по его же инициативе и при его помощи в столярной мастерской монастыря был изготовлен большой (4,5 м) дубовый крест, с которым после молебна в Архангельском соборе кремля группа нижегородских паломников, возглавляемая Его Высокопреосвященством Владыкой Георгием, отправилась к святыням Иерусалима.

В Великую пятницу Страстной недели нижегородские паломники прошли крестным ходом по крестному пути Спасителя до самой Голгофы. Крест Крестовоздвиженского монастыря нес на себе сам Владыка Георгий. По возвращении из паломничества крест-распятие (Голгофа с предстоящими у распятия Пресвятой Богородицей и святым апостолом Иоанном) был расписан иконописцами Троице-Сергиевой Лавры и торжественно установлен в Крестовоздвиженском соборе для поклонения верующих. На престольный праздник Воздвижения Креста Господня 2005 года был зарегистрирован первый случай исцеления болящего от этого креста.

На престоле Крестовоздвиженского храма стоит икона Иверской Божией Матери – Защитницы и Покровительницы монашествующих. Ее история также замечательна. Принесла ее в монастырь женщина, у которой тяжело болела мать. Любящая дочь сорок дней читала над болящей акафист «Избавление от бед страждущих» и в первую ночь после того сподобилась удивительного сновидения. Во сне она увидела крестный ход вокруг храма женского, неизвестного ей монастыря с иконой Божией Матери «Иверская» и услышала слова о том, что эта икона исцелит ее маму и что от нее многие мусульмане обратятся в Православную веру. Женщина молилась, чтобы открылось ей название обители, которую она увидела во сне. И в следующую ночь во сне увидела святой храм изнутри, залитый ярким светом, а над входом в храм сиял крест. Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю. После того как был отслужен молебен, ее мама получила чудное исцеление. В настоящее время икона установлена в алтаре на престоле.

Так и по сей день заботливо оберегает Пресвятая Вратарница древнюю обитель, ее новых, но таких же, как и предшественницы, скромных и трудолюбивых насельниц, которые чувствуют, что Божия Матерь рядом и всегда готова откликнуться на их горячие молитвы и всегда и скоро придет на помощь.

Постепенно, по крупицам восстанавливаются не только храмы и корпуса многострадальной обители, но и ее славная, а в послереволюционный период суровая и трагическая история. Особенно радуются сестры, когда удается узнать что-либо о жизни прежних насельниц обители. В Пасху 2006 года сестры пошли отслужить первую спустя более 80 лет панихиду на могилах сестер, которые сохранились еще от закрытия монастыря. Казалось бы, совершенно случайно обнаруживаются на крестах и могильных надписях городских кладбищ, иногда о судьбах монахинь уничтоженного богоборцами монастыря рассказывают прихожане или старожилы и городские краеведы.

47Однажды в монастырь пришла бедно одетая старушка, принесла немного денег и просила настоятельницу о скорейшем восстановлении нижнего храма-усыпальницы во имя Иверского образа Божией Матери, ибо «с ним очень многое связано». И все большее количество прихожан также просят начать работы по восстановлению должного благолепия этого святого места, где захоронены те дивные подвижники благочестия, молитвами и великими трудами которых была создана эта обитель и ее всероссийская слава и известность. Не от лепты ли приходившей старушки, как некогда от первой медной монеты, пожертвованной Минину на всенародное ополчение, начнется новый расцвет обители и всего древнего города, не от нее ли воспрянет, наконец, от духовного сна и процветет делами благочестия Россия? История нашего Отечества подтверждает такое смелое предположение.

45
Нам не известно, по каким причинам строгий приказ об уничтожении Крестовоздвиженского собора исполнительными чекистами не был исполнен. Но среди горожан и верующих по сей день живет предание, что сама матушка игумения Дорофея трижды являлась «с неба» взрывникам и строго грозила им посохом и многими наказаниями в случае взрыва обители.

Как бы то ни было, но соборный храм, а вместе с ним и монастырь вновь живет, молится и возрождается. Большим утешением для сестер стало обнаружение под многими слоями известки и грязи участков хорошо сохранившейся стенной росписи храма. Причем роспись первоначально открылась не при реставрационной размывке стен и сводов, а самостоятельно: на богослужении штукатурка сама собой отпала, и, ко всеобщей радости и умилению, присутствующие увидели дивные лики святых великомучениц Веры, Надежды и Любови. И сейчас реставрация храмовой росписи, начатая настоятельницей обители два года назад, успешно продолжается.19

С большим трудом сестрам и их немногочисленным помощникам удалось расчистить нижний Иверский храм от многолетних и многотонных залежей заводского и бытового мусора. Открылась печальная картина: склепы частично оказались вскрытыми и оскверненными. Стенная роспись и штукатурка ободраны до кирпича, да и сам собор, со всей территорией монастыря, погрузился в почти двухметровый «культурный слой» безбожного времени. По рассказам сторожилов, все могилы неоднократно обшаривались богохульниками, святотатцами и охотниками за легкой наживой.48

Но и здесь Небесная Владычица не оставила своих тружениц без надежды и в отчаянии. Скоро выяснилось, что после возвращения собора Церкви служивший в нем священник в 2003 году осматривал нижний храм и нашел неповрежденный склеп с нетленным телом неизвестной монахини. К сожалению, организовать серьезные археологические работы в обнаруженном захоронении тогда не удалось. Дело остановилось. Но сам склеп действительно сохранился, и когда сестры о нем узнали, то немедленно приступили к созданию комиссии, привлечению специалистов, подготовке документации и организации других необходимых работ.

49

По благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, в подклети Крестовоздвиженского храма (церкви-усыпальнице Иверской иконы Божией Матери) 21 июня 2006 года в церкви-усыпальнице Иверской иконы Божией Матери после литии, совершенной архимандритом Тихоном, проведены археологические изыскания старшим научным сотрудником Института археологии РАН, кандидатом исторических наук Ю.А. Смирновым, с целью обнаружения местонахождение склепов, в последствии были обретены честные останки настоятельниц, захороненных в этой церкви.
Дорофеи I (1756-1831 гг.)
Веры I (1789-1857 гг.)
Асенефы I (1801-1868 гг.)
Дорофеи II (1812-1881 гг.)
Веры II (1826-1883 гг.)
Асенефы II (1824-1908 гг.

50

Заведующий отделом судебной медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы Росздрава Заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор В.Н. Звягин в помещении Крестовоздвиженского монастыря произвел освидетельствование костных останков предположительно шести игумений Крестовоздвиженского женского монастыря, обретенных в подклети Иверского храма.

Освидетельствование костных останков производилось с целью выяснения их состояния и определения групповых признаков личности.

При освидетельствовании присутствовали:

— настоятельница Крестовоздвиженского монастыря монахиня Филарета (Татьяна Михайловна Гажу);
— благочинный монастырей архимандрит Тихон (Затекин);
— старший научный сотрудник Института археологии РАН, кандидат исторических наук Ю.А. Смирнов.

 

51

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, десятого декабря 2006 года в подклети Крестовоздвиженского собора (церкви-усыпальнице Иверской иконы Божией Матери) было проведено перезахоронение честных останков шести игумений Крестовоздвиженского монастыря:

Дорофеи I (1756-1831 гг.)
Веры I (1789-1857 гг.)
Асенефы I (1801-1868 гг.)
Дорофеи II (1812-1881 гг.)
Веры II (1826-1883 гг.)
Асенефы II (1824-1908 гг.)

 

8-9 декабря 2006 в Колокольном корпусе сестрами Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского женского монастыря были переоблачены в монашеские одежды игумении монастыря.

54

55В 17 часов 10.12.2006г. в праздник иконы Божьей Матери «Знамение» в Колокольном корпусе у гробов игумений, была отслужена Лития, присутствовали:

— Секретарь Нижегородской и Арзамасской Епархии — Протоиерей Игорь (Понамарев)
— Наместник Вознесенского Печерского монастыря — Архимандрит Тихон (Затекин)
— Наместник Благовещенского монастыря — Игумен Александр ( Лукин)
— Наместник Флорищевой пустыни — Иеромонах Варнава
— Наместник Саровской пустыни — Игумен Андроник
— Старший священник Крестовоздвиженского женского монастыря – иерей Сергий
— Настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря — монахиня Филарета (Гажу) с сестрами
— Настоятельница Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского монастыря — Игумения Сергия ( Конкова) с сестрами
— Настоятельница Макарьевского женского монастыря — Игумения Михаила
— Настоятельница Выксунского женского монастыря — Монахиня Антония
— Настоятельница Абабковского женского монастыря – Монахиня Никона

57

По окончании Литии торжественно крестным ходом, гробы с честными останками были перенесены в нижний храм главного Собора монастыря в честь «Иверской» иконы Божьей Матери Там же была отслужена Панихида, которую возглавил Секретарь Епархии Нижегородской и Арзамасской протоиерей Игорь (Понамарев).

По окончании Панихиды в подклети храма в алтарной части гробы с честными останками игумений были вложены в подготовленные склепы:

В склепе №1 (под престолом) с правой стороны честные останки:
Игумении Дорофеи I (1756-1831 гг.) день смерти 28.02.1831г.
с левой стороны честные останки:
Игумении Веры I (1789-1857 гг.) день смерти 8.12.1857г.
В склепе № 2 (на восток):
Игумении Дорофеи 2 (1812-1881 гг.) день смерти 6.12.1881г.
В склепе № 3 (на восток) с левой стороны лежат честные останки Игумении Веры 2 (1826-1883гг.) день смерти 19.04.1883г.
В склепе № 4 (на восток) с правой стороны лежат честные останки двух игумений в одном гробе:
Игумении Асинефы 1 (1801-1868 гг.) день смерти 11.08.1868г.
Игумении Асинефы 2 (1824-1908гг.) день смерти 25.04.1908г.

По окончании перезахоронения состоялась поминальная трапеза. После трапезы (склепы были уже закрыты и засыпаны землей) была отслужена Лития, присутствовали:

— Старший Священник Крестовоздвиженского женского монастыря – протоирей Сергий (Закунов)
— Настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря монахиня Филарета (Гажу)
— Настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря – Игумения Еротиида (Гажу)

Сестры этой Святой обители греют в себе тихую, кроткую надежду и несомненную веру в святость жизни Игумений великого Крестовоздвиженского женского монастыря.

Еще восемьдесят лет назад сияние крестов Крестовоз-движенского монастыря можно было увидеть, по свидетельству летописей, за 40 верст от обители. Сегодня со всех сторон закрытый огромными мрачными зданиями Крестовоздвиженский собор не виден даже с близкого расстояния и сам монастырь возвратил себе только малую часть своих зданий и прежней своей территории – приезжий не сразу и найдет его. Но едва ли не каждый нижегородец укажет вам точный путь к этому замечательному монастырю земли Российской. Не свидетельство ли это того, что духовный свет обители, украшающей, как драгоценный венец, главу города, осеняющей его всепобеждающим и животворящим Крестом, этот свет по-прежнему разливается и по всему Нижнему, и на 40 верст и далее!

 

Комментирование запрещено