Вмч. Георгий Победоносец

ikona_georgiy-pobedonoseclДни памяти: 6 мая, 16 ноября – Обновление храма в Лидде, 23 ноября – Колесование, 9 декабря – Освящение церкви в Киеве.

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

10/23 ноября – Колесование святого великомученика Георгия

Гру­зия, про­све­щен­ная хри­сти­ан­ской ве­рой свя­той рав­ноап­о­столь­ной Ни­ной († 335), род­ствен­ни­цей свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца († 303, па­мять 23 ап­ре­ля), осо­бо чтит свя­то­го Ге­ор­гия, как сво­е­го по­кро­ви­те­ля. Од­но из на­име­но­ва­ний Гру­зии – в честь Ге­ор­гия (это на­зва­ние со­хра­ня­ет­ся и сей­час во мно­гих язы­ках ми­ра). В честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка свя­тая Ни­на уста­но­ви­ла празд­ник. Он со­вер­ша­ет­ся и по­ныне в Гру­зии 10 но­яб­ря – в вос­по­ми­на­ние ко­ле­со­ва­ния свя­то­го Ге­ор­гия. В 1891 го­ду на Кав­ка­зе, вбли­зи се­ла Ка­хи За­ка­таль­ско­го окру­га, по­стро­ен на ме­сте древ­не­го но­вый храм в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца к ко­то­ро­му сте­ка­ет­ся мно­же­ство бо­го­моль­цев раз­ных ве­ро­ис­по­ве­да­ний.

3/16 ноября – Освящение храма святого великомученика Георгия в Лидде

Тре­тье­го но­яб­ря Рус­ская цер­ковь вос­по­ми­на­ет об­нов­ле­ние хра­ма свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия в Лид­де.

Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий по­стра­дал в же­сто­кое го­не­ние на цер­ковь Рим­ско­го им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Во вре­мя сво­их стра­да­ний, бу­дучи за­клю­чен в тем­ни­цу, свя­тый Ге­ор­гий про­сил тем­нич­но­го стра­жа до­пу­стить к нему в тем­ни­цу его слу­гу, и ко­гда слу­га был до­пу­щен к нему, то он упро­сил его пе­ре­не­сти те­ло его по смер­ти в Па­ле­сти­ну. Слу­га в точ­но­сти ис­пол­нил прось­бу сво­е­го гос­по­ди­на. Взяв из тем­ни­цы обез­глав­лен­ное те­ло ве­ли­ко­му­че­ни­ка, он с че­стью по­хо­ро­нил его в го­ро­де Рам­ле.

В цар­ство­ва­ние бла­го­че­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на чти­те­ли свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка вы­стро­и­ли во имя его пре­крас­ный храм в Лид­де. В этот храм ко вре­ме­ни его освя­ще­ния бы­ли пе­ре­не­се­ны из Рам­лы нетлен­ные мо­щи свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Со­бы­тие это про­изо­шло 3-го но­яб­ря. Неиз­вест­но, бы­ло ли уже и то­гда уста­нов­ле­но каж­до­год­ное празд­но­ва­ние это­го дня, – во вся­ком слу­чае, в ме­ся­це­сло­ве Сир­ской церк­ви от 1030-го го­да 3-е но­яб­ря от­ме­ча­ет­ся как празд­нич­ный день.

Впо­след­ствии ве­ли­ко­леп­ный храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка, со­став­ляв­ший од­но из глав­ных укра­ше­ний го­ро­да Лид­ды, при­шел в боль­шое за­пу­сте­ние. Непо­вре­жден­ны­ми в нем оста­лись толь­ко ал­тарь и са­мый гроб ве­ли­ко­му­че­ни­ка, где хри­сти­ане про­дол­жа­ли от­прав­лять свое бо­го­слу­же­ние. Вни­ма­ние к это­му хра­му со сто­ро­ны пра­во­слав­ной Ру­си про­бу­ди­лось во вто­рой по­ло­вине XIX ве­ка. Жерт­вы бла­го­тво­ри­те­лей и обиль­ные сред­ства, от­пу­щен­ные рус­ским пра­ви­тель­ством, да­ли воз­мож­ность Лид­де вновь уви­деть этот храм бла­го­устро­ен­ным и при­укра­шен­ным. Освя­ще­ние об­нов­лен­но­го хра­ма со­сто­я­лось в 1872-м го­ду З но­яб­ря, в го­дов­щи­ну то­го дня, в ко­то­рый он был освя­щён впер­вые. Вос­по­ми­на­ние о сем зна­ме­на­тель­ном со­бы­тии Рус­ская Цер­ковь со­вер­ша­ет в этот день и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни; в честь се­го тор­же­ства на Ру­си по­стро­е­но мно­го мо­на­сты­рей и церк­вей.

26 ноября/9 декабря – Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве

Бла­жен­ный и прис­но­па­мят­ный князь Рос­сий­ской зем­ли Яро­слав, сын рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, за­хо­тел со­здать храм в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, т. е. во имя сво­е­го Ан­ге­ла, так как Яро­слав во Свя­том Кре­ще­нии по­лу­чил имя Ге­ор­гия. Ме­сто для се­го хра­ма он вы­брал непо­да­ле­ку от Со­фий­ско­го со­бо­ра, имен­но на за­пад от него, по на­прав­ле­нию к зо­ло­тым во­ро­там.

Ко­гда на­ча­ли стро­ить этот храм, то немно­го бы­ло де­ла­те­лей.

Уви­дев это, Яро­слав при­звал ти­у­на и спро­сил его:

– По­че­му ма­ло тру­дя­щих­ся у хра­ма Бо­жия?

Ти­ун от­ве­чал:

– Так как – де­ло вла­сти­тель­ское (т. е. со­ору­жа­ет­ся храм на соб­ствен­ный счет кня­зя), то лю­ди бо­ят­ся, чтобы за труд они не бы­ли ли­ше­ны пла­ты.

То­гда князь по­ве­лел во­зить под сво­ды зо­ло­тых врат во­за­ми свои со­кро­ви­ща и объ­явить на тор­гу лю­дям, что каж­дый мо­жет по­лу­чить от кня­зя по но­га­те в день за ра­бо­ту. И яви­лось мно­же­ство де­ла­те­лей, ра­бо­та по­шла успеш­ней, и храм вско­ре был окон­чен.

Освя­ще­ние его со­вер­ше­но бы­ло 26 но­яб­ря 1051 г. мит­ро­по­ли­том Ила­ри­о­ном. День освя­ще­ния князь за­по­ве­дал празд­но­вать во всей Рос­сии еже­год­но в честь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия.

Тропарь, глас 4:

Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врачь, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Ин тропарь, глас тойже:

Подвигом добрым подвизался еси страстотерпче Христов верою, и мучителей обличил еси нечестие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы, и молитвами святе твоими, всем подаеши прегрешений прощение.

Кондак, глас 4:

Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши. Страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами святе твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Просмотры (51)

Комментирование запрещено