23 января. Феофан Затворник: святой опровергает эпоху

В 2019 году исполняется 125 лет со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского. Святитель Феофан мирно почил о Господе 6/19 января 1894 года на праздник Богоявления в своей келье в Вышенском монастыре, где он подвизался 22 года в полном затворе.

Сегодня  23 января Церковь отмечает день памяти святителя Феофана Затворника – одного из самых известных и почитаемых святых девятнадцатого века. В эпоху, которую иногда Феофан Затворник: святой опровергает эпохуназывают временем упадка российского православия и торжества нигилизма, он стал одним из тех, кто доказал – Церковь всегда жива, какими бы сложными не были внешние обстоятельства. Также как в веке двадцатом, через гонения проложили путь к святости тысяч и тысяч людей, в веке девятнадцатом, вопреки бюрократии духовных консисторий святители Феофан Затворник, Игнатия Брянчанинов и многие другие подвижники сохраняли и развивали живую церковную мысль, доказывая: Церковь остается живой христианской общиной, где всегда будет место святости.

Будущий святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился в 1815 году в Орловской губернии. После Орловской семинарии учился в Киевской духовной академии. Значительную часть своей жизни он посвятил системе духовного образования. Также ему довелось послужить на Святой земле и в Константинополе.

В 1859 году он был назначен епископом Тамбовским, но уже в 1866-ом году подал прошение с просьбой отчислить его на покой. Этот поступок сперва вызвал непонимание даже в церковной среде, хотя прошение и было удовлетворено в том же 1866-ом году. Сам святитель так объяснял свое решение в одном из писем: “Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым, но не дилетантства ради, а с тем непременным намерением, чтобы был и плод трудов, — не бесполезный и не ненужный для Церкви Божией. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить”.

В 1872 святитель ушел в затвор, но это не стало уходом от мира. Напротив, именно теперь, оставив епископское служение, он смог в полной мере раскрыть свой пастырский и писательский талант. Ежедневно владыка Феофан получал до 40 писем, на каждое из которых – отвечал. Его наследие – богатая переписка, ряд важных переводов и собственных богословских трудов. 
Скончался он 6 января 1894 года около 4 часов дня, в праздник Крещения Господня. Через него и его современников от Серафима Саровского к Оптинским старцам и затем к новомученикам и исповедникам российским протянулась, непрерывавшаяся никогда преемственность русской святости.

5 цитат святителя Феофана

– Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

– Я – христианин, – говоришь ты и успокаиваешься на этом. Но уясни себе, что значит быть христианином, а не казаться только им; уясни себе обязанности христианина, возлагаемые на нас Святым Евангелием, сличи себя с сим идеалом, – и ты увидишь, насколько неосновательна опора твоего заблуждения.

– Себя пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление, со свитою его. Если будете поблажать ему хоть иногда, то это всегда будет как параличом разбивать всякое предшествовавшими трудами стяжанное добро.

– Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

– Мера наша вот какая: когда чувствуем, что кругом нечисты и что спасение нам только от великой милости Божией, то и хорошо. Как скоро начнем присвоять себе хоть малую частичку праведности, это худо. Тут скорее надобно поднимать сварливую брань на себя.

«ИБО ЕСЛИ СЕГО НЕТ, ВСЁ ДРУГОЕ НИЧТО»: НАЙДЕНО НЕИЗВЕСТНОЕ ПИСЬМО СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

Письмо подлинное и написано святителем Феофаном от руки, говорится в сообщении епархии.  Сложенный двойной лист пожелтевшей от времени бумаги в небольшом конверте хранился до настоящего времени с 1888 года.

На лицевой стороне конверта написано: «В Нижний Ломов (Пенз. губ.) В Успенский Женский монастырь Достопочтеннейшей инокине Марфе (Ивановне Климовой)». Здесь же в левом нижнем углу – круглый черный почтовый штемпель с датой «23 февраля 1888 года» и надписью по кругу «Шацк Тамб. г. Почт. телегр. конт.».

На обороте конверта внизу – текст черными чернилами (старая орфография): «Подлинное письмо Преосвященного Феофана Вышенского затворника, писанное монахине Клеопатре (бывшей Марфе Ив. Климовой)». На этой стороне – три круглых штемпеля, центральный из которых вырезан.

Текст этого духовно-назидательного письма следующий:

«22 февр. 88 г. Милость Божия будет с Вами, Достопочтен. М. Марфа! Просите написать Вам, а что Вам требуется знать, не написали. Остается мне только обще пожелать Вам душевного спасения: чего и желаю.

Как соделывается спасение, – Вы конечно знаете… Помяну однако ж, что должно стоять впереди…

Страх Божий – главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, всё по-своему устрояет в душе. Есть он у Вас? Если есть, благодарите Бога, и храните его; а нет – разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию.

От страха Божия – первое чадо – дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца!

Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и суде.

Как только проснётесь, так призывайте сию память, и весь день будете в сердце жить с нею, как первою советницею своею.

К сему присоединяйте сознание присутствия Господа при Вас и в Вас, так что Он всё видит – и самое сокровенное. Сие сознание с памятию смертною неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселяется в сердце Вашем, тогда пойдёт у Вас молитва из сердца, с непрестанным взыванием к Господу Спасителю.

Вот всё!

Если это есть в Вас, в какой-либо степени, то дело спасения Вашего в ходу; а если нет, надо всё поднять в сердце. Ибо если сего нет, всё другое ничто…

Спасайтесь!

Вы хорошо сделали, что не потянулись в наш монастырь: ибо по нездоровью я никого не принимаю. Всего доброго. Е. Феофан».

Это письмо сохранилось в архиве благочестивой нижнеломовской семьи Климовых.

«ФЕОФАН» ЗНАЧИТ «БОГОМ ЯВЛЕННЫЙ»

К 120-летию со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского

Автопортрет свт. ФеофанаАвтопортрет свт. Феофана

В этом году отмечают 120-летие со дня кончины святителя Феофана, Затворника Вышенского. 6 (19) января 1894 года, на праздник Богоявления, святитель мирно почил в Вышенской обители, не дожив четырех дней до своего 80-летия.По Промыслу Божиему святитель Феофан почил в праздник Богоявления, который он особо чтил в течение всей своей жизни. Имя Феофан в переводе с греческого означает «Богом явленный». И неслучайно видится связь этого имени с названием церковного праздника – Крещение, который иначе называют «Теофания» – Богоявление – или «Епифания» – явление. В честь Богоявления был освящен и храм в кельях святителя, где он в строгом затворе провел последние дни жизни, совершая литургию в сослужении только ангелов. Значение имени подчеркивается и в кондаке святителю:«Богоявлению тезоименитый, святителю Феофане, ученьми твоими многи люди просветил еси, со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, моли непрестанно о всех нас».

Преподобный Варсонофий Оптинский писал:

В великий светлый день Богоявленья
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья,
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!

В праздник Богоявления святитель отслужил Божественную литургию, затем выпил утренний чай, к обеду долго не подавал условного знака. Келейник отец Евлампий заглянул в рабочий кабинет святителя и, увидев, что он сидит и что-то пишет, не стал беспокоить его. В половине второго владыка подал условный знак к обеду, но за обедом ел мало. В половине пятого, не слыша стука к вечернему чаю, келейник снова заглянул в комнату владыки и увидел его лежащим на кровати. Любящее сердце почуяло беду. Подойдя к святителю, он увидел, что тот уже почил навеки, левая рука святителя покойно лежала на груди, а правая была сложена для архиерейского благословения. На столике около кровати лежала открытая книжка «Душеполезного чтения».

    Когда облачали почившего в погребальные одежды, присутствовавшие иноки стали свидетелями появившейся на его лице улыбки, и таким образом подтвердились слова, некогда написанные самим святителем: «В час смерти в сознании чередой проходят деяния жизни, отражая в очах и лице умирающего или утешение, или сокрушение, соответственно представляющимся делам». Святитель Феофан скончался 79-летним старцем, не дожив четырех дней до своего 80-летия.

Три дня стоял гроб с телом покойного в церквице в кельях святителя и три дня в соборе – и тление не коснулось его. Попрощаться с вышенским подвижником шли многочисленные богомольцы: иные – 200, иные – 300 верст. В поэме С.О. Никулиной «Епископ Затворник – святой Феофан» об этом написано так:

Шли богомольцы к погребению…
Людей невиданный поток!
С тех пор для многих утешением
Стал этот райский уголок.

Для совершения чина погребения из Тамбова прибыл епископ Иероним. На следующий день после Божественной литургии было совершено погребение в Казанском соборе монастыря. Со временем на месте захоронения установили надгробие, которое было сделано на народные деньги и на котором было высечено изображение самых известных книг святителя – «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий», «Начертания христианского нравоучения».

    Людям часто очень сложно по достоинству оценить своего современника. Должно пройти время, чтобы можно было рассмотреть его жизнь и труды в контексте истории. И лишь только о некоторых людях с уверенностью говорят, что они навсегда останутся в памяти потомков. Именно таким человеком был святитель Феофан, о котором в одном из некрологов было написано:

«Вышенская пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца. В его замечательной личности поразительно сочетались те элементы, которые делают в полном смысле православного человека: человека с такою цельностью нравственного бытия, при которой все противоречия, неразлучные с земною жизнью, уступают место дивной гармонии, и бренный, немощной и грешный человек становится существом, истинно воплощающим в себе образ и подобие Божие. О нем с правом можно сказать, что он действительно воплотил в себе весь смысл Православной Церкви, и потому-то каждое его слово находило такой живой отголосок в сердце православных людей и каждое его письмо проливало в сердца истинную сладость. Пройдут века, и люди забудут своих благодетелей, “гениальных людей”, способствовавших внешним успехам жизни, и все славные имена “великих людей” станут достоянием истории, но не забудут, пока будет теплиться в душе человека Божия искра, пока человек останется человеком, – не забудут тех, кто в бренном земном сосуде сумел отразить нетленную красоту нашего рода, кто умел увлекать и уносить души, умы и сердца людей в высшую духовную сферу, в область вечных стремлений, чьи дела носят печать истинной духовности, Небесного Царства…»

В одном из писем святитель Феофан писал: «Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает всё и провожает на тот свет ни с чем. Кто же успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».Почитание святителя было поистине всенародным. Еще не прославленного, его чтили верующие люди, просили его помощи, ставя его портрет в красный угол вместе с иконами угодников Божиих.

Память о святителе сохранялась и в советские годы. Поэтому не случайно, что на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, который проходил в 1988 году в Троице-Сергиевой лавре, святитель Феофан был канонизирован. И теперь мы обращаемся к Вышенскому подвижнику как к великому святому, имеющему особое предстательство у Престола Божиего: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».

 

автор :Варвара Каширина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *