Как Бог устраивает наше спасение?

Святитель Иоанн Златоуст

Мы должны быть убеждены только в одном: что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том- то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы.

Бог, Человеколюбец и Благодетель, все творит и все устраивает так, возлюбленные, чтобы мы блистали добродетелью. И желая, чтобы мы были благочестны, Он без всякого насилия и принуждения, а только убеждением и благотворениями всех желающих того призывает и привлекает к Себе. Он никого не хочет иметь Своим рабом против воли или по принуждению; а хочет, чтобы все свободно и добровольно служили Ему и познавали сладость служения Ему.

Бог, не имея нужды ни в чем, все творит только ради нашего спасения и в этом делает нас самим себе господами. Потому и нежелающих  Он не подвергает никакому насилию или принуждению; Он имеет в виду только нашу пользу.

Память выдающегося подвижника Божия и учителя Церкви – святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.

Один из трех Вселенских святителей (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом) родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына, а мать, Анфуса, оставшись вдовой в 20 лет, больше не выходила замуж, посвятив свою жизнь воспитанию Иоанна в христианской вере.

За годы взросления будущий святитель получил отличное образование, как светское, так и религиозное. Когда умерла его мать, он принял монашество, которое называл «истинной философией». Уже в те годы святитель Иоанн написал свои первые труды, среди которых «Шесть слов о священстве» и «Против вооружающихся на ищущих монашества».

Иоанн молился. Молитва, к которой он был приучен еще матерью в раннем детстве, всю жизнь была его постоянным спутником. Но постепенно силы стали покидать опального епископа, и сознание заполнили образы из прошлого – настолько отчетливые, словно он читал большую книгу и вникал в каждое написанное слово…

В 386 году святитель Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом в пресвитера. Это служение подразумевало и произнесение проповедей, в чем вскоре и проявился его блестящий талант. 12 лет он неустанно проповедовал в храме дважды в неделю, а иногда – ежедневно при больших стечениях народа. Одновременно святитель Иоанн занимался написанием религиозных трудов и толкованием Священного Писания.

В 397 году он был вызван из родной Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в связи с кончиной предыдущего архипастыря – архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова.

В столице Византии святой Иоанн уже меньше проповедовал, так как у него появились архипастырские заботы, и, прежде всего, он занялся духовным совершенствованием священников и устроением богослужения. Кроме того, святитель занимался делами милосердия – на личные средства содержал несколько больниц и две гостиницы для паломников. Сам архипастырь довольствовался скудной пищей и отказывался от приглашений на обеды.

Выступая против распущенности столичных нравов, святитель Иоанн вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. Оклеветанный, он подвергся неправедному церковному суду, был низложен и даже приговорен к казни, которую, правда, император заменил изгнанием. Верующие хотели защитить своего архипастыря, но он, чтобы избежать волнений, добровольно подчинился всем решениям.

Когда святителя изгнали из города, в нем произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила вернуть архипастыря Иоанна и даже послала ему письмо, умоляя вернуться. Однако спустя два месяца после возвращения, на святителя снова неправедно донесли. В марте 404 года его снова изгнали из города. Вскоре после этого в пожаре сгорели храм Святой Софии и сенат.

Последние годы жизни святитель Иоанн провел в изгнании, при этом он вел обширную переписку, утешая страдающих, наставляя и поддерживая своих приверженцев. 14 сентября 407 года в Команах святитель Иоанн, уже будучи сильно больным и изможденным, отошел ко Господу во время его перевода из Армении в Абхазию. В 438 году его мощи перенесли в Константинополь.

За свои многочисленные написанные труды, а также выдающиеся проповеди святителя Иоанна прозвали Златоустом.

Комментирование запрещено