Глава первая
Образование Нижегородского великого княжения на Руси стало результатом сложных политических взаимоотношений русских княжеств и их поработителя — Золотой Орды. Его рождение стало и признаком слабости, уязвимости жестокого властелина Руси, основанием фундамента народного сопротивления и во многом укрепления молодой Руси Московской.
Известно, что в начале 40-х годов ХIV века Нижний Новгород с землями входил в удел московского князя, а в 1340 году князь Симеон Гордый даже не смог присутствовать на похоронах своего отца Иоанна Калиты, ибо «был в то время в Новгороде в Нижнем». Осенью того же года Симеон с ханским ярлыком вернулся на Русь и стал великим князем.
Однако в 1341 году принявший к тому времени ислам и силой насадивший его в языческой Орде хан Узбек, опасаясь усиления православной Москвы, повелел, чтобы «сяде в Новгороде Нижнем, на Городце на княжении на великом Константин Васильевич Суздальский». От него и пошла ветвь суздальско-нижегородских великих князей.
Хан Узбек просчитался: междоусобных конфликтов в княжествах Москвы и Нижнего Новгорода не возникло. Обе ветви русских князей находились в родстве и восходили к одному предку – Андрею Ярославичу Суздальскому, младшему брату святого Александра Невского.
Противниками единения княжеств были также и бояре вечевого (демократического) Великого Новгорода, имевшие в этих землях большие личные торговые интересы. Но судьба их была печальна: ханский суд выдал их на расправу суздальскому князю. Бояр казнили на торгу, их имущество было конфисковано. В 1393 году Нижний Новгород был по всенародному желанию и законно присоединен к Москве.
Еще не раз ордынские правители предлагали нижегородским князьям возвыситься над московскими, но неизменно политика нижегородских князей оставалась мудрой и искренне дружественной собирательной, объединительной политике Москвы. Русский народ начинал копить силы для свержения ненавистного ига.
И все-таки настойчивыми усилиями недоброжелателей Московской Руси к середине 60-х годов в Нижегородском княжестве произошла междоусобица. Пока старший брат Димитрий Константинович ожидал ханского ярлыка на княжение, власть в княжестве захватил его младший брат князь Борис Городецкий, получивший ярлык у другого ордынского хана Байрама Хози (Орда к тому времени под грузом непосильных ей задач и проблем уже распадалась на большие и малые части). Примирить братьев пытались их мать Елена и суздальский епископ Алексий. Но все было тщетно. Братья ожесточились. И тогда в Нижний Новгород пришел сам игумен Радонежский — Преподобный Сергий. Не многие, как он, понимали значение союза Москвы и Нижнего Новгорода для будущего Отечества. Трудными и поначалу безуспешными были переговоры – Борис не уступал. И только когда русские рати выстроились напротив друг друга, по молитвам преподобного Сергия князь Борис Константинович смягчился и покаялся перед братом. В Нижнем сел на престол Дмитрий Константинович, отказавшийся от владимирского ярлыка в пользу московского князя Димитрия Ивановича, будущего Донского.
После ликвидации междоусобицы в Нижнем Новгороде был закреплен союз с Москвой. В январе 1366 года нижегородский князь выдал свою дочь Евдокию замуж за великого московского князя Димитрия Ивановича. С этого времени начался период «единачества» с Москвой. Когда на торжище в Нижнем напали новгородские ушкуйники, московский князь тут же «разверже мир» с Новгородом.
Проездом в Нижнем Новгороде не однажды останавливался митрополит Алексий. По его воле был заложен храм Богородицы в Благовещенском монастыре, которому святитель даровал многие угодья и рыбные ловища.
На 70-е годы ХIV века приходится самый пышный расцвет великого княжества Нижегородского. Расширились подвластные ему территории. Вместе с московским войском нижегородцы в 1376 году вновь взяли город камских булгар и посадили там своего наместника «даригу». О времени могущества и политической программе Нижегородского княжества свидетельствует титул великого князя: «князь великий новгородской Нижнева Нова града и суздальской, и городецкой, и курмышской, и сарской, и болгарской, и болымецкой, и всея Понизовские земли заволских юрту и севернова государь». Тесные отношения установились с Вятской землей. Были и династические связи, судя по тому, что в сердцевине Вятской земли находились села нижегородского князя Василия Кирдяпы.
В ноябре 1392 года московский князь сам явился в Нижний Новгород и семь недель пробыл здесь, обговаривая, как совершить присоединение великого княжества. В Нижнем Москвою был посажен
наместник, участник Куликовской битвы смоленский княжич Дмитрий Александрович Всеволожь. Присоединение Нижнего Новгорода к Москве положило конец местному великому княжению, его самостоятельной политике.
Великое княжество Нижегородское прошло в союзе с Москвой и другими русскими землями славный путь борьбы с ненавистным чужеземным игом. Деятельность эта имела важное значение для самоутверждения русского народа. Активная и решительная борьба Нижнего Новгорода с Ордой в 60–70-е годы ХIV века, создание в нем в 1377 году крупного общерусского летописного свода – знаменитой Лаврентьевской летописи – является одним из ярчайших свидетельств резко возросшего уровня национального самосознания русских людей.
Коренное, духовное влияние на развитие нижегородской культуры того периода оказывали епископы Даниил, Алексий и Дионисий. В летописях упомянуты два нижегородских «философа»: Печерский старец Павел Высокий и инок Малахия, ездивший с Дионисием в Византию.Средоточиями средневековой русской культуры были монастыри, храмы и окружавшие их, а часто и возникшие около них города. При храмах существовали школы. Развивалось также искусство, связанное с жизнью церкви, ее обрядами.
В тесном союзе с Москвой, пережив многие трагические этапы своего бытия, Нижний Новгород всегда имел особо важное значение военного форпоста и крупного торгово-промышленного центра на юго-востоке русского государства. Он не однажды участвовал в славных событиях, которые золотыми буквами запечатлены на страницах русской истории. И очень возможно, что последняя страница деяний нижегородцев на поприще славы российского Отечества не закрыта и ждет имен своих новых героев.