Благовещение Пресвятой Богородицы

В воскресение 7 апреля, Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день все верующие вспоминают явление Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно от Нее, в непорочном зачатии, родится обещанный Богом Спаситель, Иисус Христос.

О самом событии Благовещения сообщает святой евангелист Лука – Лк. 1, 26-38.

В день Благовещения произошло двойное событие – явление милосердия Божиего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, благой вести. Без согласия Богоотроковицы не произошло бы и нашего спасения, так как Бог никогда не действует против свободной воли человека. Богу нужна свободная любовь человека к Нему, а не вынужденная какими-либо внешними обстоятельствами. Поэтому в Благовещении мы видим пример синергии (со-действия) благодати Божией и согласия человека.

Вестник Божий явился Деве Марии в один из обыкновенных дней, когда Она читала Священное Писание и молилась Богу.

Святой архангел Гавриил сказал Богородице: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Явление ангела Божия и его слова смутили Пречистую, но он продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».

Будучи девой, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?». На это архангел ответил таинственным пророчеством: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Приняв сказанное Ей, Пречистая Дева со смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Спасителя, таинственное и непостижимое человеческим умом непорочное зачатие и совершилось.

Благовещение – действительно великий праздник. Как поется в тропаре, Благовещение – «главизна нашего спасения». Случилось это событие за 9 месяцев до начала нашей эры, до Рождества Христова. Ангел Божий Гавриил явился Пречистой Деве Марии, обрученной престарелому Иосифу. Посланник сказал, что Она зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына, и нарекут Ему имя Иисус. Он спасет людей от смерти. Как мы знаем, все так и случилось.

В момент Благовещения Пресвятая Дева была очень юной. По разным источникам, Ей было от 14 до 16 лет. Но по тем меркам для еврейской девочки это был нормальный возраст, чтобы выходить замуж и рожать детей. Когда обнаружилось, что Мария беременна, Иосиф даже хотел дать Ей разводное письмо. Но ему тоже явился Архангел Гавриил и запретил это делать. Наоборот – велел взять на себя все попечение о будущей Матери Иисуса Христа, а потом проявить то же попечение и о Самом Богомладенце. И Иосиф поверил Гавриилу. Так верят тому, кто говорит с тобой авторитетно, как знающий, уверенный в своих словах.

У меня была одна глубоко личная история, когда мне тоже авторитетно и четко указали, как поступить в сложной ситуации, и я безоговорочно поверил. Поэтому я, очень приблизительно, конечно, но понимаю, как это могло быть. Однажды во сне я увидел своего духовника. Это было примерно на 20-й день после его смерти. Он пришел ко мне очень радостным, красивым, с четками в руках – таким, каким мы его привыкли видеть. И вот я что-то спрашиваю у него, а он мне говорит: «Не переживай. Все у тебя будет хорошо. Только не делай того-то и того-то». Тогда, в юности, я не понял, почему этого делать нельзя, понял уже годы спустя. Но тогда я ему поверил сразу же, потому что он говорил очень авторитетно, спокойно, с уверенностью и даже властью. Такие слова принимаешь на веру искренне и всем сердцем.

Пресвятая Богородица безоговорочно поверила Архангелу Гавриилу. Она ответила: «Се Раба Господня, да будет Мне по слову твоему». И на самом деле, это не такой простой ответ, как может показаться на первый взгляд. «А разве были у Нее варианты?» – наверное, подумает кто-то. Если сам Архангел приходит и такое говорит, разве кто-то на Ее месте ответил бы: «Нет, спасибо»? Конечно, не ответил бы. Но только при условии, что это был бы тоже святой человек. А Богородица именно такой и была. Она готова была во всем и всегда верить Богу, даже в самом невероятном. А Благовещение – это именно что невероятное событие. Во всем же остальном Она, думаю, была как все люди. Вполне возможно, что в детстве Она любила побегать вместе с подругами, поиграть, хотя при этом в Ней была осторожность по отношению к греховным поступкам.

Судя по тому, что мы знаем о Пресвятой Богородице, у нас есть все основания полагать, что Ее особо почитали в самой первой христианской общине, то есть среди апостолов. Вполне возможно, что Ей показывали Евангелия, что такие слова, например, как «Она слагала в сердце Своем» – это Ее собственные слова. При этом сказано о Ней в Евангелиях совсем немного. Это значит, что Она была очень скромным человеком, не выставляла Себя на передний план. Ближние всегда очень любят таких людей.

Есть прекрасная традиция – на Благовещение выпускать в небо птиц. Причем у нее есть двоякое объяснение. С одной стороны, голубь – это символ Святого Духа, тут все вполне понятно. С другой стороны, как я однажды читал, у этого обычая была практическая сторона. Дело в том, что наши предки заботились об окружающей среде. Поэтому, если осенью или зимой им попадались птицы, которые по каким-то причинам не смогли улететь в теплые края, и вот теперь нуждались в помощи, – их подбирали и всю зиму кормили. А на Благовещение отпускали в небо. Вполне возможно, так тоже было. Но что касается символики, то голуби в небе – это, прежде всего, благословение Святого Духа.

протоиерей Игорь Фомин

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

У жены в Раю еще нет имени. Лишь после изгнания из Рая Адам даст ей имя Хава, или Ева, что значит «жизнь». Первое звено греха в человеческом роде, а вместе с ним и косвенная причина смерти – женщина – называется «жизнью», но не в насмешку, а ради пророчества.

Жизнью должна стать Евина Дочка, к Которой тоже придет Архангел, только не падший, а славный. Он придет и скажет: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою». Слов таких никогда не говорили ангелы людям. Ни Моисею, ни Илии, как бы ни были велики эти оба, ни кому-то еще.

Моисей, проживший 40 лет во дворце фараона, еще 40 – в горах среди овец и наконец еще 40 – в пустыне, предводительствуя евреям, описал в кратких словах историю грехопадения.

Лука, «врач возлюбленный», спутник Павла и один из 70 апостолов, описал Благовещение.

Эти рассказы зафиксированы не только в разные времена, но и на разных языках. Моисей – на иврите, Лука – на греческом. Но приложенные друг к дружке, эти рассказы образуют подобие зеркального отражения. Все главные черты в них тождественны друг другу, и только знак «минус» моисеевого рассказа меняется на знак «плюс» в Евангелии.

Если Господу было угодно родиться от Жены, то почему Он не родился сразу от Евы? Зачем нужна была эта длинная, кровавая и запутанная трагедия, называемая «историей»? Неужели наш мир для Него – подобие театра? Конечно, нет.

Дело в том, что нельзя, невозможно родиться Богу от любой жены. Любой куст может стать Неопалимой купиной, если Бог того захочет. Но не всякий человек может быть вместилищем наивысшей благодати. В большинстве случаев куст сгорит в пламени Божества, а, говоря евангельски, и «мехи прорвутся, и вино прольется».

Во всех женщинах – одна природа и органы пола приспособлены к вынашиванию и рождению. Но не во всех женщинах одни мысли, одна чистота, одна молитва, одно желание служить только Единому и больше никому. Господь воплотился и стал человеком, как только нашел Ту, от Которой стало возможно Боговоплощение.

Вся история мира до Рождества, говорит Иоанн Дамаскин, двигалась в сторону рождения человечеством лучшего цветка – Богородицы. И в слове «Богородица», говорит Дамаскин, помещается весь Промысл Божий о ветхозаветном мире.

Ради этого – избрание одного человека – Авраама. Ради этого – дарование Аврааму потомства и превращение этого потомства в многочисленный народ. Ради этого – дарование народу Закона. (Нужно было отделить и оградить этот народ от всех прочих, чтобы в недрах его вырастить Деву, достойную стать Матерью Мессии.)

И вот Она родилась.

Уже прошли, незаметные для посторонних глаз, годы жизни при Храме – годы, овеянные тайной, пронизанные благодатью; годы, прожитые под недремлющим взором Всевидящего Ока.

Уже девочка стала девушкой, и в Храме больше оставаться было нельзя. Уже обручили Ее вдовцу из Ее же колена, который должен был хранить и оберегать врученное ему сокровище.

Она никогда не была праздной. За годы жизни в Храме Она привыкла чередовать молитву с работой, а работу с чтением и богомыслием. И тогда Она тоже была занята делом, когда, не раскрывая дверей, в Ее доме появился Архангел.

Есть иконы, на которых Дева прядет. Это, скорее, символ, чем факт, поскольку в Ее чреве и от Ее кровей для Бесплотного соткалась Плоть. Прядение указывает на это. И есть иконы, где Она читает. Читает, конечно же, Писание и, быть может, те самые слова, где говорится: «Се Дева во чреве примет и родит Сына».

Так или иначе, Книга подходит больше. Ее многочисленные буквы, точки и крючочки так похожи на обилие ветвей и листвы на дереве. Дева Мария ведь исправила Евину ошибку, загладила прежнее непослушание. В листве райского дерева тогда спрятался змей, а в буквах этой Книги таится небесный смысл. Там, у дерева, праматерь была в высшей степени нерассудительна, доверчива, поспешна в решениях. Здесь Мария проявляет сдержанность и мудрость. Она проявляет наличие у Нее духовного опыта, редкого, почти невозможного для Ее отроческих лет.

Совсем недавно тот же Архангел, «Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1: 19), явился в Храме священнику Захарии и возвестил о будущем зачатии Предтечи. Тогда старый священник «смутился, и страх напал на него» (Лк. 1: 12).

Когда же Дева Мария увидела небесного гостя, Она «смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1: 29).

Разница очевидна: священник боится, Дева размышляет. Она смотрит на гостя молча, так, словно Она привычна к посещениям сверху. Она молчит и рассуждает в себе. Это проявление дисциплины ума высшей пробы; это аскетическая зрелость высшего порядка.

Никакой мистический экстаз не овладевает Ею, помимо Ее воли. Она предельно собранна. Она вслушивается в слова Гавриила, а тот объясняет Деве, что пророчества исполняются. На языке понятий, доступных только уму и сердцу истинных израильтян, чающих утехи Израилевой, Гавриил говорит о рождении Сына, Которому будет дан престол Давида, Который воцарится над домом Иакова и Царству Которого не будет конца.

Дева слушает.

Надо думать, что Она не просто слушает, но слушает и молится, силясь почувствовать, обман ли это, подобный шепоту змея в Раю, или правда Божия. Один раз Она позволяет Себе вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?»

В ответ Гавриил говорит о Духе Святом и о Силе Всевышнего, Которые имеют найти на Нее и осенить Ее. Дух Святой – это Утешитель, а Сила Всевышнего – это Слово Божие и Сын. Он здесь, Он смотрит на Ту, Которая будет Его земной Матерью. Он ждет Ее согласия.

Ведь еще не произошло зачатие. Еще только идет диалог Ангела и Девушки. Вся история мира истончилась до слабости нити. Испугайся Дева, скажи: «Я боюсь! Отойди от Меня», – и Ангел отойдет, а история продолжится. Продолжится поиск земной Матери для Безлетного Сына.

Мария не должна отказываться ни из чувства недостоинства, ни из чувства страха. Она должна быть выше Моисея, который, слыша повеление идти в Египет и уводить народ, то ссылается на дефект речи, то спрашивает, что именно ему говорить израильтянам.

Дева отвечает: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Все!

Двери души Марии раскрыты воле Божией и замыслу о Ней, а через Нее – о всех нас. Человечество в Ее лице сказало Богу: «Да!» Человечество сказало: «Приходи! Приходи тем чудным и неожиданным способом, которым Ты решил прийти».

Бог, уважающий свободу человека, получает человеческое разрешение не то чтобы творить в тайне от праздных взглядов Свои великие дела, открытые и понятные одним только смиренным душам. Об этом скоро Сама Мария пропоет, встретившись с матерью будущего Предтечи.

«Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

Алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем» (Лк. 1: 52–53).

***

Наши молитвы в большой части своей повторяют однажды сказанные ангелами слова. Мы поем, вслед за серафимами, на литургии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф».

Мы читаем и поем Трисвятое.

Мы начинаем утреню ангельскими словами: «Слава в вышних Богу, и на земле – мир, в человецех благоволение».

К Божией Матери мы тоже обращаемся ангельскими словами.

«Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою», – говорим мы Ей вслед за Гавриилом. Эти слова повторяются часто, далеко выходя за рамки праздника Благовещения. Вплотную к ним примыкают длинные похвалы великолепного Акафиста Благовещению, каждая строчка которого слаще рахат-лукума.

Радуйся, Лествице, Ею же сниде Бог!

Радуйся, мосте, приводяй сущих от земли на Небо!

Радуйся, столпе огненный, наставляй сущия во тьме!

Радуйся, покрове миру, ширший облака…

Все эти похвалы рождены архангеловым голосом и радостью об исполнившихся пророчествах.

А что же сам Гавриил?

Исполнив то, что было велено ему, и услыхав слова согласия от Девы, он видел, как зачинается в Ее чреве и принимает плотский образ Господь, и с благоговейным страхом покинул скромный Назаретский дом.

«И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1: 38).

 
Протоиерей Андрей Ткачев

Комментирование запрещено